БРАЙАН ЛИ ДЭВИС
УНИФОРМА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА, 2001

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

Введение и выражение признательности

Данная книга представляет собой попытку проиллюстрировать и объяснить некоторые из видов униформ и предметов форменной одежды, а также соответствующие знаки различия, значки, эмблемы и нашивки, которые носили в Германии в тот отрезок истории страны, который историками принято характеризовать как "Третий рейх".

Я решил разделить иллюстративный и соответствующий ему текстовой материал на три основные части:

1) мундиры членов Национал-социалистской партии и родственных ей организаций,

2) формирования, которые можно причислить к боевым частям или соединениям, исполняющим полицейские функции, и

3) организации и официальные представители, в чьи функции входил надзор за соблюдением повседневной деятельности или администрирование.

Все члены организаций, для которых ношение униформы было обязательным, либо снабжались ей, либо, как, например, старший (офицерский) состав, покупали ее за свои деньги. Некоторые организации и формирования имели специальную униформу, сшитую исключительно для торжественных случаев, в том числе парадов, приемов и празднеств. Другие организации, где парадного мундира не предусматривалось, обходились повседневными мундирами, но сшитыми более качественно, на которых имелись знаки различия или украшения и детали отделки, с помощью которых обычный повседневный мундир превращался в выходной или парадный. В большинстве организаций существовала так называемая повседневная униформа. Практически всем выдавалась спортивная одежда (походные, спортивные или купальные костюмы).

Предметов одежды было великое множество: шинели, плащи (и плащ-палатки), кителя, сюртуки, дождевики и кожаные пальто. И, наконец, существовала одежда для специалистов и особая защитная одежда, выдававшаяся тем лицам, которые по роду своей деятельности нуждались в ней.

Несмотря на отличие функций, униформа практически всех организаций была одинаковой. В обычных условиях мужчины всех военных и полувоенных подразделений, как правило, носили куртки и кителя, рубашки и гимнастерки, брюки, бриджи или шорты, шинели и кожаные плащи, сюртуки, плащ-палатки, дождевики или плащи. Мужскими головными уборами являлись фуражки, пилотки, береты, кепи или каски. На ногах мужчины носили сапоги, как парадные, так и обычные, высокие шнурованные ботинки или туфли. В свою очередь женщины носили куртки, блузки, галифе или платья, небольшие шляпки и береты, туфли, сапоги, кителя, шинели и плащ-накидки. По покрою юношеская и детская одежда ничем не отличалась от взрослой.

На основе перечисленной одежды были разработаны самые различные типы униформ, отличавшихся стилем и цветом. По ним, а также по многочисленным деталям тысячи и тысячи немцев, принадлежавших к сотням различных организаций, угадывали звание и должность их обладателей. Следует сказать, что практически все население Германии было поделено на всевозможные военные и полувоенные формирования, каждое из которых имело свою символику, набор знаков различия, покрой и цвет формы.

Цвет играл особую роль не только в германском мундире: по цвету отделки на лацкане шинели, по цвету околыша или тульи фуражки, по цвету лампасов или канта на брюках можно было определить, к какому формированию или к какой службе обладатель принадлежит и какое звание носит. Цвета некоторых мундиров не были вызваны необходимостью. Например, полевая армейская форма и форма частей войск СС (ваффен-СС) была серой, а форма дорожной полиции белой. Другие цвета в какой-то степени соответствовали типу работ, выполняемых ее обладателем. Так, форма шахтеров имела черный цвет, а персонала РАД (Рейхсарбайтсдинст - Германского трудового фронта) - землистый. У сотрудников лесничеств форма была зеленой и т.д. В некоторых организациях, к примеру, в RLB (Рейхслюфтшутцбунд - Германская ассоциация противовоздушной обороны, РЛБ), и в некоторых муниципальных транспортных организациях цвет формы был выбран произвольно. Чтобы избежать путаницы, брались самые разные цвета. Так, униформа нацистской партии, СА и родственных им организаций была коричневой. Общевойсковые части СС для того, чтобы заметно отличаться от всех остальных, были одеты в черную униформу. Наверное, поэтому и сейчас черный мундир у многих ассоциируется с террором и преследованиями. Мундиры некоторых родов войск имели цвет, который исторически сложился к тому времени, например, темно-синий у матросов или серо-голубой у летчиков. Кстати, цвет формы германских летчиков совпадал с цветом формы британских ВВС, что не только сильно раздражало последних, но и поднимало их боевой дух.

Несмотря на исключительно сложную систему званий, должностей и уровней ответственности, немцы весьма охотно согласились с введением формы и с удовольствием носили ее. Важнейшими составляющими униформы были нашивки на лацканах и погоны. Золотые и серебряные знаки различия и значки означали более высокий ранг, чем те же предметы, но выполненные из простого белого металла. Во многих случаях даже галун на головном уборе или ремешок уже свидетельствовали о занимаемой должности или ранге. Некоторые образования, такие, как политическое руководство НСДАП и Организация Тодта, использовали сложную систему нарукавных повязок, которые обозначали должность и чин.

Немцы, можно сказать, выжали из нарукавных повязок все, что можно: небольшие куски материи указывали не только на принадлежность их обладателя к той или иной организации, но и на его функции, а также уровень его ответственности и полномочий.

Нашивки на обшлагах, часто украшавшие германский военный мундир, использовались для указания на принадлежность к определенному соединению, на участие в военных кампаниях или на службу в особо ответственный период истории Германии. Ими же отмечались те или иные военные заслуги.

Отмечались также и те, кто успешно прошел необходимый курс военной или иной подготовки или же просто "отличился" в каком-либо мастерстве. Таким также выдавались либо нашивки, либо значки. На мундирах членов НСДАП имелся знак, свидетельствовавший о том, что его обладатель вступил в партию до 30 января 1933 г., то есть до прихода нацистов к власти. Те, кто вступил в НСДАП позже, также имели свой значок.

При всей своей внешней невинности идея массового внедрения различной символики вызывает вопрос: а смогли бы немцы добиться таких военных успехов, если бы не были объединены всякого рода нашивками, значками и знаками, не только подчеркивающими их заслуги, но и стимулирующими их на большее? Как вам кажется, удалось бы немцам добиться столь ошеломляющих побед, будь они одеты в унылые одинаковые костюмы вроде тех, что в пятидесятые годы повально носили в Китае? Разумеется, единообразие в одежде - универсальный темно-синий китель, мешковатые брюки с ботинками, напоминающими морду аллигатора, и кепка - вносит спокойствие и делает бессмысленной зависть. Однако параллельно исчезает стремление к большему, гибнет бойцовский дух. Вы только представьте, сколько бы денег сэкономили китайцы, если бы всего-навсего только переоделись. Не ушли бы десятилетия ни на планирование, ни на администрирование, ни на накопление, ни на распределение.

Большое внимание в мундире отводилось цветовой гамме. Кстати сказать, все иллюстрации в данной книге изначально были черно-белыми. Цветными они стали уже в процессе работы, после того как все, участвовавшие в создании книги, провели массу исследовательской работы, восстанавливая оригинальный цвет формы, знаков и нашивок. Мы предполагаем, что, поскольку фотографии были сделаны в годы Третьего рейха, некоторые лица могли носить значки, нашивки или иные знаки различия, не принадлежавшие им. Другие же на фотографиях и вовсе не имели никаких знаков отличия. Однако ни автор, ни Пьер Тернер не стали вносить корректировки и "править" фотографии, а оставили все так, как было. Автор будет рад, если кому-то из читателей удастся узнать себя на фотографии.

Каждое пояснение предваряется датой. Она показывает, что в указанное время тот или иной изображенный человек носил эту форму. Дата ни в коем случае не означает, что в это время форму либо ввели, либо отменили. Ни первое, ни последнее мы не ставили себе задачей выяснить.

В книге приведено 240 фотографий. Хотя, по моим личным подсчетам, в Третьем рейхе существовали как минимум 94 различные организации, ношение униформы в которых было обязательным, не все они представлены в данной книге. Ввиду нехватки пространства несколько организаций, существовавших в Третьем рейхе, пришлось исключить.

Справочники редко пишутся в одиночку. Не стала исключением и эта книга. Считаю своим долгом принести благодарность частным лицам и организациям, помогавшим мне советами, документами, снабжавшим необходимыми справочными материалами. Многие предоставляли в мое полное распоряжение целые коллекции, делали переводы.

Выражаю признательность частным лицам: Тони Фруму из Рейнхема, Кент; Кену Грину из Фулхема, Лондон; Джеймсу Г. Джослину из Ист-Далвича, Лондон; Джеймсу Лукасу из Бромли, Кент; Эндрю Молло из Банбери, Оксфордшир; Дереку и Стюарту Невиллам из "Dе Тillеns", Лимпсфилд, Суррей; Гансу Иоахиму Ницше из Раттингена, Западная Германия; Рене Смеету из Брюсселя, Бельгия; Гансу Д. Теске из Блетчли, Букингемшир; Карлу Хайнцу (Джеку) Ванингу из Юстона, Лондон; Герберту Вальтеру из Оберланштейна, Западная Германия; Иену Винтерсу из Роттердама, Нидерланды; мисс Трейси Лазар из Блайндли-Хит, Суррей.

Организациям: Монти Берману, Роберту Уорту и Джорджу Беннетту из Военно-театральных костюмных мастерских гг. Бермана и Натана, любезно позволивших мне изучить находящиеся в их коллекции оригинальные мундиры времен Третьего рейха. Директору и сотрудникам Имперского военного музея в Лондоне, в особенности сотрудникам фотолаборатории музея и отдела печатной продукции, а также многим и многим другим, оказавшим мне неоценимую помощь, имена которых я, за недостатком места, к сожалению, не могу здесь привести.

предыдущая страница / страница 1 из 43 / следующая страница
десктопная версия страницы



contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020