ЛИПИНА Е.А. "КУКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ И ДОМА", 2001

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

ГЛАВА 9. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШИРМЫ ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ "РЕПКА"

Итак, поговорим о том, как сделать ширму для другого спектакля.

В четвертой главе я уже говорил об этом. Напомню, что ширмы бывают выездные и стационарные. Мы решили сделать для нашего театра стационарную ширму, то есть такую, которую можно использовать для любых спектаклей. Если кто- то забыл как она делается, вернитесь к главе 4.

Ширма у нас есть. Но это вовсе не значит, что ее одежда может быть одна и та же. Попробуем еще раз прочитать сначала сказку, а потом пьесу "Репка". Внимательно прочитав, заметим, что после названия написано: Русская народная сказка. Помните, мы уже говорили о том, что необходимо точно определить место действия, чтобы не ошибиться в выборе стилистики для художественного оформления спектакля. Видите, правильность наших рассуждений подтверждается еще раз.

Таким образом, мы будем ставить русскую народную сказку. Поэтому и одежда ширмы должна изготавливаться в русском стиле. А так как действие происходит в селе, то для оформления спектакля нам больше подходит русский народный стиль. Что же ему свойственно? Это и ткачество, и ковроделие, и вышивка, и кружево, и резьба по камню, дереву, и роспись по дереву и так далее.

Роспись по дереву - пожалуй, то, что нам необходимо для изготовления одежды ширмы. Росписью по дереву исстари славились русские умельцы. Они изображали львов, былинные сюжеты, птиц, траву и тому подобное. Бытовые, сказочные, символические мотивы обычно окружались пышным растительным орнаментом. Стены внутри домов, двери, лавки, дощатая обшивка низа печи расписывались букетами, гирляндами цветов, фигурами птиц, зверей.

А если мы условно назвали ширму кукольным домом, то так же условно можем назвать одежду ширмы его стенами. Поэтому попытаемся их расписать. Но расписывать лучше всего не красками, а аппликативным способом. Потому что краска при эксплуатации ширмы постепенно может осыпаться. К тому же при использовании красок одежду ширмы невозможно постирать, хотя такая необходимость возникает довольно-таки редко. Использовать при росписи одежды ширмы лучше всего растительный орнамент (рис. 72), поскольку такая роспись будет выглядеть наиболее фоновой, чем какой-нибудь конкретный сюжет. Рисунок орнамента не обязательно должен быть таким, какой изображен на рисунке. Вариантов - множество. Но самое главное: его цветовая гамма не должна по яркости превосходить цветовое оформление декораций и одежды кукол.

Рис. 72

Занавес тоже можно расписать. Однако, пожалуй, лучше оставить его однотонным, чтобы таким образом выделить зеркало сцены и сосредоточить внимание зрителей на том пространстве, где будет происходить действие.

Кроме росписи одежды ширмы красками и использования аппликации, возможно изображение орнамента лентами или шнурами. Это более простой способ, но не менее художественный. Ткани, используемые для одежды ширмы могут быть разнообразными. Но, скорее всего, подойдут груботканые или мешковина, что тоже соответствует русскому народному стилю.

Буратино Папа Карло, а можно одежду ширмы украсить кружевами?

Папа Карло Кружевами, Буратино, получится очень дорого. Можно ткань одежды ширмы расписать под кружева. Но такую одежду ширмы используют, когда ставят какую-нибудь зимнюю сказку. Например, "Морозко". Потому что плетение кружев очень напоминает морозный узор на стекле или форму снежинок.

Мальвина А можно для одежды ширмы в русском стиле использовать ситец или сатин?

Папа Карло Мальвина, я уже говорил, что ткань одежды ширмы должна быть достаточно плотной, чтобы не просвечивались фигуры актеров, которые работают за ширмой. Поэтому ситец или сатин применять нежелательно. Можно разрисовать одежду ширмы под ситец. Или ситец нашить на плотную ткань. Но ситец используют для занавеса.

Буратино Папа Карло, а вот ты раньше говорил о том, что если в спектакле не меняется место действия, то можно обойтись и без занавеса. Правильно ли то, что мы в спектакле про репку делаем занавес?

Папа Карло Помню, помню, Буратино. Но я ведь не говорил, что ни в коем случае нельзя делать занавес? Правда?

Буратино Правда.

Папа Карло Я говорил о том, что его может не быть, если нет смены декорации. Но даже если у нас нет смены места действия, занавес все равно бывает необходим. Ведь его открытие означает начало спектакля, а закрытие - конец. А иногда он нужен в том случае, когда перед началом действия с куклами на ширме, впереди, перед ширмой, разыгрывают интермедию "живые" актеры, которые постепенно вводят зрителя в ход событий. Занавес также бывает нужен, если мы хотим, чтобы декорации, которые находятся на ширме, не приелись зрителям уже до начала спектакля. Или наши декорации настолько необычны, что должны оказать определенное эффектное воздействие на зрителя. Теперь тебе все понятно, Буратино?

Буратино Теперь понятно. А если мы даже откроем занавес, но наши декорации все равно станут скучными для зрителей?

Папа Карло В таком случае, когда мы ставим спектакль с постоянным местом действия, постановщик обязательно должен подумать над тем, как интереснее выстроить ход событий. Если куклы будут стоять на одном месте и разговаривать между собой, то, конечно, зрителям станет скучно буквально через пять минут. Он должен придумать интересные мизансцены.

Мальвина Папа Карло, а что такое мизансцены?

Папа Карло Об этом мы поговорим в главе, рассказывающей о репетиции. А сейчас, наверное, уже нужно перейти к следующей главе.

ГЛАВА 10. ДЕЛАЕМ ДЕКОРАЦИИ К "РЕПКЕ"

Папа Карло В пьесе "Репка" все действие происходит на одном месте. Поэтому необходимо подумать о том, чтобы декорации были многофункциональными.

Но начнем сначала с задника. В нашем театре уже есть готовая конструкция, которую используют для всех спектаклей. Можно, конечно, для задника использовать и другие конструкции. Например, овальные, круглые. Но не следует забывать, что форма его конструкции всегда зависит от формы конструкции ширмы.

Хотя в последнее время в среде кукольников идут разговоры о приемлемости эклектики. Это глубокое заблуждение. Мое мнение, что такие разговоры ведут люди непрофессиональные, которые воспринимают театр кукол поверхностно.

На самом деле, театр кукол - очень сложный вид искусства. Да, он является синтетическим видом, то есть вбирающим в себя множество форм, но не эклектичным. Да ведь и определение термина "эклектика" стоит со знаком "минус" то есть, беспринципное, произвольное соединение несовместимого. В искусстве допустимо соединение несовместимого только в том случае, когда разнородность форм нанизывается на единый идейный стержень.

Итак, мы пришли к выводу, что театр кукол очень сложный вид искусства со своими непреложными законами. Поэтому будем стараться придерживаться их.

Возвращаясь к разговору о заднике к спектаклю "Репка", вспомним, что мы уже определили стиль художественного оформления, как русский народный. Поэтому и задник должен быть выполнен в том же стиле.

В пятой главе говорилось о том, что задник представляет собой определенный фон, на котором происходит действие спектакля. Он может быть или нейтральным, или на нем должно быть изображено основное место действия.

Разберемся, где же происходит основное действие сказки "Репка". Вероятнее всего, это либо село, либо хутор, где живут Дед и Баба. А может быть, окраина села. Потому что по ходу действия в сказке не появляются, например, соседи. Но это не может быть и хутором, потому что Дед идет в магазин и очень скоро возвращается. Значит, это все-таки село. А еще вернее, его окраина. Теперь подумаем, что же бывает за окраиной села. Обычно там начинается поле или лес, то есть какой-нибудь пейзаж. И так как стиль у нас русский народный, на заднике мы изображаем пейзаж, наиболее характерный для России. Скорее всего, это поляна с растущими на ней березами (рис. 73).

Рис. 73

Задник может быть разрисован красками или выполнен аппликативно.

Далее займемся изготовлением дома, в котором живут Дед и Баба. Дом вырезан из картона или фанеры, но обязательно в русском народном стиле.

Рис. 74

Подумаем, как выглядит дом в русском народном стиле? Обычно сельский дом возводился из дерева, точнее, из бревен. Большое внимание уделялось декоративной обработке отдельных деталей крыши, которую венчали фигурки птиц или коня. Резьбой украшали также крылечки, наличники, слуховые окна и балконы, свесы кровли, ставни. В оформлении наличников окон и ставней использовали декоративные мотивы классицизма: полочки, гуськи, розетки и гирлянды. Свес кровли часто расписывали цветами, елочками, несложным геометрическим орнаментом. Учитывая все это, мы можем сделать декорацию русской избы (рис. 74).

Но, прежде чем заняться раскраской избы, необходимо подумать над тем, какие технические возможности мы пользуем по ходу действия. Например, можно сделать открывающиеся окна и двери. Эти приспособления помогут разнообразить сценическое действие. Отдельные персонажи могут общаться друг с другом, не выходя из дома, открывающиеся двери помогут передать их настроение: стремительно открывающиеся двери свидетельствуют о том, что выходит молодой персонаж или чем-либо встревоженный, а медленно открывающиеся - что выходит старик или старуха. Раздвигающиеся занавески свидетельствуют о том, что кто-то за кем-то подсматривает, а вдвигающиеся - о том, что кто-то, может быть, решил отдохнуть, и ему мешает дневной свет. Все мои примеры, конечно, приблизительные. Как на самом деле это будет происходить в спектакле, зависит от задач, поставленных перед актером постановщиком.

Точно так же можно сделать ставни, открывающиеся по утрам и закрывающиеся вечером; дым, который идет из трубы, когда топят печь, двигающиеся в доме фигурки и так далее и тому подобное.

О том, как делать открывающиеся окна и двери я уже рассказывал в пятой главе.

Вот мы и сделали декорации к пьесе "Репка".

Буратино Подожди, папа Карло, у меня есть вопрос.

Папа Карло Спрашивай, Буратино.

Буратино Я вот все время думал, как же быть с текстом роли?

Папа Карло В каком смысле?

Буратино Его нужно учить наизусть или читать?

Папа Карло А я разве не говорил об этом?

Буратино Нет.

Папа Карло Сейчас расскажу. Текст роли обязательно нужно учить наизусть, да так, чтобы он, что называется, от зубов отскакивал. И произносить его нужно громко и четко. Гораздо громче, чем ты разговариваешь в жизни. Это еще называется форсированием звука. Потому что стоящая впереди тебя ширма, задрапированная плотной тканью, поглощает звук. А одной из задач театра является донесение текста до зрителей - от первого до последнего ряда. Иначе ничего не слышащий зритель, во-первых, перестанет следить за действием, происходящим на ширме, а во-вторых, уйдет после спектакля разочарованным. И решив, что вы плохие актеры, может никогда больше не прийти.

Мальвина А как же быть, если кукла отвернулась?

Папа Карло В том месте, где кукла по ходу действия отворачивается или уходит в глубь сцены, нужно свое тело повернуть так, чтобы находиться лицом к зрительному залу. Если невозможно повернуть тело, нужно развернуть олову и произносить текст еще больше форсируя звук. В профессиональных театрах для этой цели используют микрофоны. Иногда их крепят на грядку ширмы, хотя это не всегда удобно. Например, если декорации крепятся к ширме, то при их смене в микрофон попадают посторонние звуки. Или крепят в верху сцены и опускают вниз на шнурах. Это, конечно, наиболее удобный способ.

Но работа с микрофоном требует от актера другой специфики произнесения текста. То есть, если без микрофона нужно форсировать звук, то с микрофоном этого делать нельзя. Потому что в таких случаях происходит обратный эффект: зрители либо оглушаются громким звуком, либо в колонках слышен свист или треск.

Хотя, если ты умеешь работать с микрофоном, такая работа доставляет только удовольствие, потому что передаются малейшие нюансы в произношении текста, в интонациях. Можно говорить даже шепотом, а текст будет слышен в самом последнем ряду.

Мальвина Вот еще, оказывается, какие есть секреты в кукольном театре.

Папа Карло И это не все. В дальнейшем вы узнаете и многое другое. Теперь же мы должны делать кукол к спектаклю "РЕПКА".

ГЛАВА 11. МОИ ЛЮБИМЫЕ КУКЛЫ

Изготовление кукол для спектакля "Репка"

Папа Карло Итак, в нашей пьесе о репке шесть персонажей. Причем трое из них люди, а трое - звери. Мы не будем останавливаться на том, как делать кукол. Об этом подробно сказано в шестой главе.

Обратим внимание только на костюмы кукол-людей.

Издавна на Руси для ткачества применялась льняная, отличавшаяся благородным легким блеском, шерстяная и конопляная пряжа. Окраска пряжи для тканей выполнялась стойкими растительными и земляными красителями. Цветовые сочетания были спокойными даже при самых ярких тонах. Анилиновые красители появились во второй половине XIX века.

Узоры на одежде отличались строгим, четким ритмом клеток или полос, гармоничными цветовыми сочетаниями (красное и синее с белым). Встречались и более сложные узоры - круги, ромбы, крестообразные мотивы в различных сочетаниях.

Женский костюм был двух типов: либо рубаха и сарафан, либо рубаха и панева (юбка). Мужской - рубаха-косоворотка, которую носили с поясом навыпуск, и неширокие штаны. Из головных уборов наиболее распространенными были платки, завязанные на разный манер, а обувью для всех возрастов - конечно же, лапти. Потому что лапти считались самыми дешевыми. И, несмотря на их непрактичность, основная масса народа носила лапти, потому что кожаная обувь стоила дорого.

Таким образом, мы сшили костюмы куклам Бабы (рис. 75), Деда (рис. 76) и Внучки (рис. 77). Однако, учитывая возрастные особенности Бабы и Внучки, их костюмы отличаются друг от друга. Бабу мы одели в рубаху и паневу, а Внучку в сарафан и рубаху.

Рис. 75, 76, 77

Вы, наверное, заметили, что кукла Деда имеет некоторое отличие от других кукол: у нее есть ноги. Ноги можно пришить впереди перчатки под рубаху. Конечно, их можно и не делать, потому что они всегда продукт воображения зрителей. В данном случае изготовление ног по эскизу художника не является обязательным правилом. А сам эскиз играет роль определенного пособия для постановщика, на котором изображен возможный вариант куклы.

Рис. 78

Но уж если вы решили пришить ноги кукле, то тогда постарайтесь найти им применение. Например, кукла может лечь, положив ногу на ногу или сесть на ширму, свесив ноги. А, может быть, ваша кукла будет играть в футбол. Одним словом - еще раз вспомните правило, что в театре ничто не существует просто так, то есть любой элемент декорации и реквизит обязательно должны нести на себе смысловую нагрузку.

Хочу кое-что добавить о ногах куклы. Лучше всего делать ноги кукле, которая по ходу действия одета в плащ или мантию. Тогда нижняя часть перчатки делается под цвет изнанки или подкладки плаща или мантии.

Рис. 79

Теперь о куклах-зверях. Еще раз хочу напомнить о том, что перчатка для кукол-зверей выкраивается из меха или какой-нибудь другой ворсистой ткани. Можно подбирать мех или ткань по цвету, если шерсть животного пятнистого окраса (рис. 78). Но если нет подходящего цвета, мех или ткань разрисовывают (рис. 79). Иногда используют две ткани, разнородные по фактуре. Например, куклу Мышки можно сделать из серого меха, а животик, щечки и ушки сшить из розовой фланели.

Хвосты Жучки и Мурки делают таким же способом, как у Волка в "Красной Шапочке", а хвост Мышки - из куска толстой резины и, обклеив его розовой фланелью, пришивают к туловищу (рис. 80).

Рис. 80

Буратино Папа Карло, ты ничего не сказал о том, как сделать усы Мурке и Мышке.

Папа Карло Усы можно сделать из тонкой проволоки или толстой лески. Но, пожалуй, из лески усы будут более пластичными. А проволока может согнуться и не выпрямиться. Для того, чтобы сделать усы кукле, в мордочке с обеих сторон тонким шилом протыкают дырочки, в них протягивают леску и обрезают на нужной длине. Дырочки заполняют клеем.

Мальвина Папа Карло, мы еще не решили, из чего будем делать куклам волосы и бороду.

Папа Карло Правильно, Мальвина. В спектакле "Красная Шапочка" мы из чего делали куклам волосы?

Мальвина Из шнурков.

Папа Карло А теперь давайте поэкспериментируем и сделаем волосы и бороду из толстой шерстяной пряжи. Из нее и объем волос хороший получается, и косу Внучке заплести будет удобно. Но пряжу, как и мех, надо подбирать либо тоже по цвету, либо красить в нужный. А теперь - за работу над реквизитом к спектаклю "Репка".

ГЛАВА 12. ВСЕ ТА ЖЕ ПАРОЧКА МЕЛОЧЕЙ

Рис. 81

Изготовление реквизита к спектаклю "Репка"

Реквизита в пьесе "Репка" у нас не так уж много. Но изготовление его довольно-таки сложное по технике. Начнем с авоськи, с которой Дед идет в магазин. Для этого нам нужно научиться плести сетку из ниток или тонких шнурков. На рисунке 81 показано, каким способом делается плетение. По образцу сплетаем прямоугольное полотно (рис. 82), складываем его вдвое, по бокам сшиваем. А верхнюю часть стягиваем более толстым шнурком или мягкой проволокой, и авоська готова (рис. 83).

Рис. 82

Рис. 83

Теперь займемся репкой, вернее, не репкой, а росточком, который постепенно растет. В седьмой главе, на примере ромашки, мы научились делать листики. То же самое делаем и сейчас. Расстилаем полосу белой хлопчатобумажной ткани, на нее через равные промежутки кладем кусочки специально приготовленной проволоки (это будет середина листка). Ткань предварительно смазываем клейстером, а проволочки обматываем папиросной бумагой, марлевой лентой или нитками. Приклеиваемый конец проволочки загибаем для более прочного закрепления ее в листе (рис. 84). Поверх расположенных проволочек настилаем вторую полосу ткани, также смазанную клеящим составом и приглаживаем к первой полосе, следя за тем, чтобы ткань как можно плотнее облегала проволочные черенки (рис. 85).

Рис. 84

Рис. 85

После просушки двойной слой ткани разрезаем по намеченным линиям. Окончательный контур листу придаем с помощью ножниц и картонной или бумажной шаблонки, которую накладываем на несколько сложенных одна на другую заготовок. Этот способ хорош, если нам нужно сделать большое количество листьев.

Рис. 86

Рис. 87

А если нам нужно всего несколько штук, делаем немного проще. Складываем в несколько слоев накрахмаленную подсушенную ткань, рисуем на верхнем слое контур листа и вырезаем ножницами (рис. 86). Затем складываем по два листика вместе, проложив между ними проволочный черенок и склеиваем (рис. 87). Просушиваем листики. Потом берем металлическую трубку необходимого диаметра и вставляем листья внутрь трубки. Затягиваем их как можно глубже (рис. 88), а по ходу действия постепенно выталкиваем из трубки - это и производит впечатление растущего ростка репки (рис. 89).

Рис. 88

Саму репку вырезаем из картона или фанеры (рис. 90). И при помощи креплений (рис. 90-а и 90-б) прикрепляем ее к грядке ширмы, опустив до вырастания под грядку (рис. 91 - вид сверху). Когда же репка вырастает, делаем подмену листочков самой репкой. Для того, чтобы вытащить репку, вынимаем шплинт с одной стороны крепления репки (рис. 90-б) и заваливаем ее набок (рис. 92).

Рис. 89

Рис. 90

Рис. 91

Рис. 92

Теперь нам нужно сделать лопату, которой Дед роет ямку, чтобы посадить репку. Лопату можно вырезать из жести или фанеры, а ручки для нее выточить из дерева, распилив нижний конец, в который вставляется лопата. Если мы вырежем ее из фанеры, то в распил она вклеивается. А если из жести, то прикрепляется к ручке маленькими гвоздями или проволокой. После соединения обеих частей лопаты, ее нужно покрасить (рис. 93).

Осталось сделать лейку. Ее можно изготовить из жести или папье-маше, но это очень трудоемкая работа. Лучше купить готовую игрушечную лейку. К дырочкам прикрепить нарезанный тонкими ленточками полиэтилен, который, при мелких колебательных движениях лейкой, создает полную иллюзию льющейся воды (рис. 94).

Рис. 93

Рис. 94

Мальвина Папа Карло, Вы забыли рассказать о том, что репку и листочки нужно раскрасить.

Папа Карло Конечно же, Мальвина, весь реквизит обязательно раскрашивается. Вот видишь, вы все больше и больше запоминаете, что необходимо сделать в том или ином случае при подготовке спектакля.

Буратино А когда же мы приступим к репетициям?

Папа Карло Еще немножечко терпения, Буратино, и мы непременно приступим к репетициям. Но я бы хотел научить вас, как написать пьесу, в которой может быть панорамная смена действия.

предыдущая страница / следующая страница
десктопная версия страницы


МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org


contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020