ЛИПИНА Е.А. "КУКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ И ДОМА", 2001

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

ГЛАВА 5. ЧТО ЖЕ БУДЕТ В ДОМЕ ТОМ?

Изготовление декорации

Папа Карло Что же такое декорация? Это художественное оформление сцены, создающее обстановку, в которой действуют актеры или куклы. Я уже говорил, что цвет играет в оформлении спектакля очень важную роль. От того, как будут написаны декорации, зависит живописный замысел художника.

Одна из главных особенностей декорационной живописи заключается в том, что она должна ясно восприниматься с далекого расстояния и с разных мест зрительного зала. Поэтому необходимо, чтобы она была сильной и звучной. Но степень ее детализации зависит от глубины сцены и величины зрительного зала. Чем больше зал, тем шире письмо, и наоборот.

Однако не менее важным средством воплощения художественного замысла в оформлении является композиция. Композиция - это строение, расположение и соотношение составных частей декорационного оформления.

В зале гаснет свет, открывается занавес, и начинается действие. У зрителя есть всего лишь несколько секунд для того, чтобы рассмотреть декорации. Потому что, как только начинает звучать текст, его внимание переключается на актера или куклу. И теперь он оказывается во власти разыгрываемых на сцене событий. Но зритель с самого начала должен быть эмоционально настроен соответственно духу спектакля. Эту роль и выполняет оформление. Значит, необходима предельная ясность и доходчивость декораций. Зрителю некогда рассматривать и разгадывать, что изображает декорация. Место и время действия, эпоха, должны быть поняты быстро и без усилий.

Первостепенное значение в композиции имеют логичность и обоснованность. Компонуя интерьер - внутренний вид помещения - нельзя произвольно размещать окна, двери, печь и другие детали. Нельзя, например, на стене, на которой размещаются окна, поместить дверь, ведущую в соседнюю комнату. Это относится и к расстановке мебели.

В пейзажных сценах также необходимо соблюдать принцип естественности и целесообразности. В каком месте поставить дом, скирду, где пройдет изгородь - все должно быть исполнено не только из соображений композиционного построения, но и здравого смысла.

Не следует и перегружать сценическое пространство деталями, которые не имеют смысловой нагрузки и не обыгрываются во время действия.

Итак, для того, чтобы изготовить декорации к спектаклю и передать традиции народа и дух той эпохи как можно правдивее, нужно еще раз очень внимательно прочитать пьесу и определить, в какое время происходят события в ней, в какой стране. Об этом я подробно рассказывал в предыдущей главе.

Например, мы ставим спектакль по сказке Шарля Перро "Красная Шапочка". Кто такой Шарль Перро? Он родился в Париже в 1628 году. Вошел в литературу как автор всемирно известных сказок. Подлинную славу ему принес сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или История и сказки былых времен с поучениями", изданный в 1697 году.

Теперь мы знаем, с чего начинать работу над эскизами декораций к спектаклю "Красная Шапочка". Кто знает, когда на самом деле жила Красная Шапочка? А может, все это вымысел? Конечно, скорее всего, вымысел. Значит, будем ориентироваться на ту эпоху, в которой жил Шарль Перро. А жил он во Франции в XVII веке. Поэтому, создавая эскизы декораций, обратим внимание на сельский архитектурный стиль того времени (рис. 14, 15, 16). На рисунке 14 изображен сельский пейзаж - это будет один из задников нашего спектакля - то есть деревня, где живет Красная Шапочка со своей мамой. Рисунок 15 - дом Красной Шапочки и Мамы. А на рисунке 16 - интерьер, то есть внутреннее устройство домика Бабушки, где происходят трагические события.

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Я упомянул новый термин - задник. У вас может возникнуть естественный вопрос: что же это такое. Ничего сложного - фон, на котором происходят основные события спектакля. Обычно задник вешают на специальную конструкцию, которая состоит из двух деревянных стояков, соединенных между собой двумя горизонтальными планками (рис. 17).

Рис. 17

Размеры задника зависят от размеров ширмы, то есть от ее высоты и ширины. Высота задника чаще всего бывает на метр больше, чем высота ширмы, а ширина произвольная. Все зависит от того, что на нем изображено. Если какой-нибудь пейзаж, то лучше, когда ширина задника соответствует ширине ширмы. А если это просто нейтральный фон, например, голубое небо, тогда ширина его может быть больше.

Для изготовления задника используют более легкие, чем для занавеса или одежды ширмы ткани: сатин, штапель, бязь, шелк и даже тюль. Разрисовывают его анилиновыми или масляными красками, гуашью с ПВА. Можно также применить аппликацию. Как делается аппликация я рассказывал в предыдущей главе.

Что же изображается на заднике? Обычно - основное место действия всего спектакля или каждой картины. Если в спектакле все действие происходит на одном месте, изготавливается один задник. А если место действия меняется, то меняются и задники, как мы сделали это в нашем спектакле. На заднике (рис. 14) сельский пейзаж - деревня, в которой живут Красная Шапочка и Мама. Об этом я уже говорил. Задник второй (рис. 18) - на нем изображена лесная поляна, на которой Волк встречает Красную Шапочку и беседует с ней. На третьем заднике (рис. 19) изображено то место, где живет Бабушка Красной Шапочки.

Рис. 18

Рис. 19

Однако необязательно делать несколько задников, если в спектакле есть смена места действия. Все события вполне могут происходить на фоне голубого неба. Причем облака и солнце можно сделать движущимися. Например, действие в спектакле началось в солнечную, ясную погоду. Вдруг налетел ветер, надвинулись облака, тучи закрыли солнце, пошел дождь или снег. А еще по движению солнца на заднике можно определить время действия в спектакле или его смену. К примеру, действие началось рано утром. Солнце передвинулось - наступил полдень, еще передвинулось - вечер, закатилось - ночь. Ночь можно обозначить появлением на заднике луны и звезд. Облака, солнце (рис. 20), луну и звезды можно сделать из картона или фанеры, прикрепить к ним трости (рис. 21) и раскрасить, а к луне и звездам прикрепить электрические лампочки.

Рис. 20

Рис. 21

Задник может быть и белого цвета. Тогда его можно будет подсвечивать разным светом или специальной аппаратурой проецировать на его поверхность льющиеся струи дождя, падающий снег, разные пейзажи. А еще такой задник используется, как экран в теневом театре. Сзади его ставится подсветка, между подсветкой и задником движутся куклы, их тени видны на заднике. Такой прием очень хорош, когда в спектакле есть массовые или фантастические сцены с участием великанов. Таким способом можно материализовать мысли героев спектакля или совершить чудо, то есть сделать трюк который кукла не может выполнить на грядке ширмы.

Также к декорациям относятся все предметы материального оформления сцены: кусты (рис. 22), кровать, скамейка с лекарствами (рис. 16), находящиеся в домике Бабушки - в нашем спектакле. А в других - стулья, столы, грядки с цветами, овощами, пеньки, избушки, дома, дворцы и так далее. Одним словом, бесконечное множество всяческих приспособлений, которые находятся в рамках сценического пространства, называемого зеркалом сцены.

Рис. 22

Декорации изготавливаются из картона или фанеры. Из проволочных каркасов, обтянутых тканью, из циновок и тому подобного. Сделанные из картона и фанеры - офактуриваются разнообразными материалами: тканями, бумагой, поролоном, лентами, шнурами, отдельными лоскутами, перьями, дерматином, пластиком, полиэтиленом, фольгой и даже - в некоторых случаях - опилками. Потом разрисовываются красками.

Чтобы окна или двери открывались, их прикрепляют к стене домика навесами, если домик сделан из фанеры. Навесы заклеиваются тканью и разрисовываются красками. Если же домик сделан из картона, то окна и двери просто приклеиваются к стене полосками ткани и тоже разрисовываются. Иногда к дверям или окнам с внутренней стороны прикрепляются трости, которыми актер работает сам. Чтобы у зрителей создалось впечатление объемности дома, сзади на изогнутую проволоку надевается специальный фартук из черной ткани (рис. 23). Проволока прикрепляется на таком расстоянии от внутренней стены дома, чтобы кукла не касалась фартука, когда ей приходится заходить внутрь или выглядывать из окна.

Рис. 23

А как же сделать, чтобы кукла сама могла садиться на стул или трон? Очень просто. Все детали стула выпиливают из фанеры, соединяют между собой, раскрашивают. Просвет между ножками заклеивают черной тканью. А сиденье вырезают наполовину полукругом. В этот вырез сажают куклу, и создается полная иллюзия сидящей куклы. Точно так же можно сделать и кровать.

Крепятся декорации к грядке ширмы, к верхней части портала (рис. 24, 25, вид сверху) или устанавливаются на специальных стойках, сделанных из дерева (рис. 26); на металлических штативах (рис. 27). На рисунке 24 (вид сверху) показано, как прикрепляется к порталу домик, в котором живут Красная Шапочка и Мама. Стрелкой обозначена открывающаяся дверь. А на рисунке 25 (вид сверху) показано, как крепятся к порталу - стена домика Бабушки, стрелкой обозначена дверь; и к грядке ширмы - кровать Бабушки. Кстати, кровать Бабушки может быть закреплена еще до начала спектакля. А при смене декорации для картины, где находится бабушкин дом, поднимается снизу и закрепляется шплинтом.

Рис. 24, 25

Рис. 26

Рис. 27

Иначе говоря, место крепления и его вид определяется постановщиком спектакля в зависимости от функциональной нагрузки - то есть требований, предъявляемых к декорациям в данном спектакле: будут ли они появляться снизу или опускаться сверху, выезжать из-за порталов, а, может быть, стоять на месте.

Но работая над постановкой спектакля, всегда помните о том, что на сцене театра кукол все взаимосвязано. И связь эта гораздо крепче, чем в другом театральном зрелище. Применение разнообразных материалов обязывает вас в первую очередь определить единый стиль в спектакле, найти художественный образ. Нарушение же стилевого единства зритель сразу отметит. Даже неискушенный - он чувствует это на подсознательном уровне.

Буратино Четыре маленьких чумазеньких чертенка...

Мальвина Чертили черными чернилами чертеж!

Папа Карло Что это вы делаете?

Буратино Повторяем скороговорки, чтобы не забыть.

Мальвина И каждый день учимся водить куклу. Я уже могу посадить куклу на грядку.

Папа Карло Неужели?! Как же ты это делаешь?

Мальвина А вот как: подхожу к грядке ширмы, потом сгибаю руку в кисти так, чтобы кукла наклонилась вперед и сгибом сажаю куклу, одновременно выравнивая кисть. А чтобы кукла поднялась...

Буратино Нужно сделать все наоборот, то есть опять согнуть руку в кисти, поднять ее и...

Мальвина Выпрямить кисть!

Папа Карло Молодцы. Только я вижу, что вы не знаете одного самого главного правила: партнеры на сцене никогда не должны перебивать друг друга или наскакивать на текст. В диалогах двигается та фигура, которая в данный момент говорит, другая замолкает и остается в той или иной позе.

Буратино Так это же на сцене.

Папа Карло В жизни все так же взаимосвязано, как на сцене. Спектакль, Буратино, это маленький кусочек жизни, перенесенный на сцену.

Мальвина Папа Карло, а почему еще говорят, что сцена - увеличительное стекло?

Папа Карло Почему? Вот давай, к примеру, маленькую цепочку положим на стол. Что мы увидим? Что она состоит из множества маленьких звеньев, совершенно одинаковых на вид. Теперь поднесем к ней увеличительное стекло. Сразу же несколько звеньев станут просто громадными. И окажется, что они совсем разные: одни круглой формы, другие - продолговатой; на одном есть царапина, а на другом - вмятина. И если продолжать дальше исследовать звенья, то можно увидеть на них множество отличий.

А теперь представим себе, что цепочка - это наша жизнь, звенья - разные ее эпизоды. Тогда, если провести параллель между жизнью и сценой, станет понятным сравнение сцены с увеличительным стеклом.

Часто мы живем, совершенно не задумываясь над отдельными событиями или уроками нашей жизни. Скорее всего, мы просто забываем о них. Но вот наступает день - мы приходим в театр посмотреть спектакль "Красная Шапочка". И стоп! Как же так?! Ведь "надо же! Помню, мама всегда говорила, чтобы не болтал с посторонними, не откровенничал с кем попало! А ведь забыл, совсем забыл. Даже из головы выбросил. Да что может случиться?!

Ну что, понятно я объясняю, мои юные исследователи театральной терминологии?

Буратино Не то слово! Прямо дух захватывает!

Папа Карло Вот и прекрасно. А с декорациями разобрались? Все понятно?

Мальвина Почти все, папа Карло. Только не очень понятно, зачем нужны порталы?

Папа Карло Слово "портал" происходит от латинского porta (дверь, ворота). Поэтому порталы, как своеобразные ворота, ограничивают зеркало сцены. Благодаря им зеркало сцены можно увеличивать или уменьшать. Декоративный портал составляет часть декорационного оформления спектакля. Порталы могут быть на роликах - тогда их сдвигают и раздвигают, используя вместо занавеса. А могут быть неподвижными. Куклы выходят из- за них или заходят за них. На порталах находятся крепления для декорации. Кроме того, на них крепят осветительные приборы и технику для спецэффектов. Например, вентилятор - для создания эффекта ветра. Также на порталах находятся специальные карманы для реквизита.

Буратино Реквизита? Это что-то новенькое.

Папа Карло Ты прав, Буратино, новенькое. Но о нем расскажу попозже. А сейчас мы перейдем главе, в которой пойдет речь о самых главных героях нашего спектакля.

ГЛАВА 6. САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Изготовление перчаточных кукол

Папа Карло Нина Яковлевна Симонович-Ефимова в своей книге "Записки петрушечника" писала: "...Время от времени, приблизительно три раза в год, когда мы открываем на робкий звонок дверь нашей квартиры, входит незнакомый юноша. Не один и тот же, каждый раз - новый. Забыв даже иной раз назвать свою фамилию (она, правда, по всей вероятности, ничего нам не сказала бы), он говорит: "Я видел ваш спектакль и пришел, чтобы узнать, как делать петрушек".

Нина Яковлевна испытывала огромную радость от того, "что пришел некто, действительно жаждущий узнать о петрушках". И постепенно, разгораясь, начинала рассказывать о куклах. О том, что "куклы рождены только для театра", что "кукла, только что созданная, даже неподвижная - уже актер, а в руках артиста - творец".

Да, кукла на сцене - актер. А что же такое кукла в нашей жизни? Зачем она нужна? Еще никто не смог полно ответить на эти вопросы. Может быть, она нам так близка, потому что напоминает нас самих. А, может быть, срабатывает один из наших инстинктов - забота о младших, беспомощных и беззащитных. Хотя беспомощной и беззащитной ее совсем не назовешь. Скорее, наоборот. Она играет с нами, учит нас и даже лечит. Да, да, лечит. В последние годы в медицине появился новый метод лечения детей, перенесших психическую травму, который называется куклотерапия.

Куклы окружают нас, заполняют наш быт, участвуют в нашей личной и общественной жизни. Работают в театре, на эстраде, в кино, на телевидении. Играют в старых сказках и рекламируют новые товары. Они очаровывают нас, заставляя забывать обо всем на свете, заменяя гримасу боли улыбкой.

Но вернемся к театральной кукле. Что же заставляет человека стать актером театра кукол? Ведь не тщеславие же. Потому что, уходя за ширму и показывая вместо себя куклу, актер жертвует своей внешностью, мимикой, жестами и даже голосом, говоря за куклу.

Конечно же, не жажда славы движет настоящим кукольником, а жажда сотворения чуда, удовлетворение которой более сладостно, нежели все коврижки и пряники актеров живого театра. Заходя за ширму, мы становимся настоящими чародеями. Широк диапазон наших превращений: человек, животное, фантастическое существо, предмет. А чувство владения зрительным залом через оживленную куклу?! Когда обрушивается, как водопад, единое детское "Ха-а-а!", если очень смешно. Или настороженное сопение, когда страшно. А шмыганье носами, когда трогательно или грустно и, беззвучно стекающие бусины слез, которые концентрируются в пространстве, и даже ширма, будто обвисшая от влаги!

Вот мы и подошли к самым главным действующим лицам в пьесе "Красная Шапочка". Я уже говорил о единстве художественного стиля в спектакле. Это значит, что и одежда ширмы, и декорация, и куклы - все должно быть решено постановщиками в полном соответствии с эпохой и местом действия. Но еще необходимо правильно выбрать систему кукол, подумать, из какого материала лучше всего их изготовить. Очень важная роль при этом отводится художнику. В своих эскизах он создает характеры персонажей, изображает их веселыми или грустными, добрыми или злыми, хитрыми, глупыми; подчеркивает особенности внешности - худой, толстый, высокий, низкий, хромой, горбатый и так далее. Художник разрабатывает и костюмы персонажей.

Итак, мы выбрали систему кукол для нашего спектакля "Красная Шапочка". Это перчаточные куклы, или как еще их называют "петрушки". Перчаточных кукол надевают на руку, как перчатку. На рис. 28 изображена кукла в разрезе. Перчаткой обычно называют одежду куклы, которую шьют по руке актера. Сначала делают выкройку: на ткани обводят карандашом контур руки кукловода. Средний и безымянный пальцы при этом загибают. Таким образом, в перчатке получается три пальца. Мизинцем и большим пальцами кукловод руководит руками куклы, а указательным - головой. В руки и голову куклы вставляются специальные патрончики, которые надеваются на пальцы для удобства управления куклой (рис. 29, 30). Делают их из картона и плотно подгоняют по пальцам кукловода.

Рис. 28

Может, конечно, возникнуть вопрос: почему мы выбрали перчаточных кукол? Дело в том, что такие куклы очень подвижны и пластичны. Кроме того, они могут руками брать разные предметы. Например, Красная Шапочка в нашей пьесе несет Бабушке корзинку с гостинцами, а Лесорубы держат в руках топоры.

Куклы должны изготавливаться для левой или правой руки. Пальцы кукловода должны двигаться свободно и осуществлять движения, требуемые по роли, для которой кукла создается. Кисти рук делаются из различных материалов - дерева, пенопласта, обшитого тканью поролона (рис. 29, 30), иногда в маленькую перчатку вставляют поролон вместе с проволокой. Тогда, сгибая пальцы куклы, можно придавать рукам различное положение.

Рис. 29

Рис. 30

У рук перчаточной куклы бесконечное множество движений. Движения сверху вниз и обратно нужно делать мизинцем, а справа налево - большим пальцем. Кроме того, кукла может подносить руку к губам, стесняясь; может вытирать слезы; подставлять руку к уху, если персонаж плохо слышит; взбивать подушки, гладить плачущего и так далее.

Платье перчаточной куклы должно быть достаточно длинным, чтобы актер мог как можно выше поднять руку. Дело в том, что сгиб запястья актера служит сгибом поясницы куклы. Поэтому, чем выше рука актера, тем естественнее сгиб поясницы.

Рис. 31

А теперь можно приступать к изготовлению кукольной головы. Для этого берем обычный пластилин, лепим из него шар и при помощи специальных инструментов (рис. 31) создаем скульптурный образ (рис. 32). Молотком (рис. 31-г) уплотняем пластилиновую массу, оббиваем и придаем общую форму будущей голове скульптуры. Петлями (рис. 31-б) обрезаем излишки пластилина, вынимаем углубления. А стекой (рис. 31-а) придаем необходимые черты скульптуре. После этого берем струну (рис. 31-в) и аккуратно разрезаем скульптуру пополам за ушами (рис. 33). Осторожно кладем каждую половину на стекло (рис. 34) и варим клейстер, то есть клей из муки.

Рис. 32

Рис. 33

Для того, чтобы приготовить такой клей, 1 столовую ложку муки разводим в полутора стаканах воды. Смесь тщательно размешиваем, чтобы не было комочков, для прочности добавляем чуть-чуть столярного клея и ставим на маленький огонь. Доводим до кипения и снимаем. Потом берем бумагу, желательно мягкую, двух цветов. Рвем ее на небольшие кусочки и обклеиваем ими пластилиновую скульптуру (рис. 34). Слой одним цветом, слой - другим. Разного цвета бумага нужна для того, чтобы не перепутать слои. Клеим всего пять-шесть слоев и даем подсохнуть. Таким образом, у нас получилось папье-маше, что в переводе с французского означает "жеваная бумага". Когда папье-маше высохнет, осторожно из каждой половины скульптуры вынимаем пластилин. Для этого опять можно использовать петли (рис. 31-б) и стеку (рис. 31-а). Обычно первый слой изнутри папье-маше отслаивается. Поэтому его еще раз проклеивают бумагой и дают высохнуть. После этого ножом или ножницами обрезаем излишки (рис. 35). Складываем обе половинки головы (рис. 36) и склеиваем бумагой или полоской ткани (рис. 37). Затем внизу головки, под подбородком, вырезаем отверстие и вставляем в него патрончик для указательного пальца (рис. 38).

Рис. 34

Рис. 35

Итак, у нас есть голова куклы. Но это только ее заготовка или "болванка". Теперь нужно на нее нанести грунт - предварительный слой под раскраску. Таким грунтом является левкас - смесь алебастра с клеем. На высохший грунт наносим масляную краску, которая соответствует цвету кожи персонажа и разрисовываем глаза, нос, рот, брови, щеки (рис. 39). Вместо глаз и рта можно приклеить пуговицы, брови и ресницы - сделать из фетра или кожи, шнурка.

Рис. 36, 37, 38, 39

На голову шьем паричок и тоже приклеиваем. Паричок изготавливается из мочалки, ниток, шпагата, тесьмы, фетра, войлока, кожи, шнурков. Из этих же материалов делают усы и бороду. Но усы и бороду мы пока не будем делать, так как работаем над головкой Красной Шапочки. Паричок на ее головку сделаем из шнурков. Их можно сшить между собой, а можно и сразу наклеить, осторожно укладывая друг за другом.

Головка Красной Шапочки готова. Берем сшитую перчатку, в руки вставляем патрончики и привязываем их к перчатке нитками. А патрончик для головы приклеиваем к перчатке и для прочности тоже привязываем. Кукла почти готова. Но ей еще не хватает костюма.

Костюм куклы желательно сначала выкроить из бумаги, сделать примерку, прикрепив шпильками. Потом перенести выкройку на ткань, сметать и примерить на куклу. Надеть куклу в костюме на руку, подвигать ею, убедиться, что ничего нигде не тянет, снять костюм и застрочить. Готовый костюм надеваем на куклу. Шьем красную шапочку, надеваем ее на голову и приклеиваем или пришиваем. Вот, наконец-то, мы и сделали великолепную куклу Красной Шапочки (рис. 40).

Рис. 40

Кукол Мамы (рис. 41) и Бабушки (рис. 42) делаем так же, как и куклу Красной Шапочки. Но по размерам больше, значит, при изготовлении скульптуры головок и при выкройке костюмов это необходимо учесть. Кроме того, на куклу Мамы не нужно делать парик, потому что у нее на голове чепчик такой формы, что волосы не видны. А вот у Бабушки видны. Следует запомнить одно правило при изготовлении париков. Если вы в данном спектакле одной кукле сделали парик из шнурков, то тогда уж и остальным делайте такие же. Хочу дополнить кое-что о кукле Бабушки. Как видно на эскизе (рис. 42), бабушка - полная женщина. Поэтому изнутри к перчатке куклы можно пришить или приклеить поролон, но тогда перчатку необходимо выкроить пошире, чтобы поролон не мешал движениям руки актера. Еще у Бабушки есть очки. Не забудьте их сделать. О том, как сделать очки, я расскажу в следующей главе.

Рис. 41

Рис. 42

Далее изготавливаем кукол Лесорубов. Здесь тоже обращаем внимание на то, что один из них худой (рис. 43), а другой - толстый (рис. 44). У худого есть борода. Из какого материала изготавливаются бороды и усы я говорил выше. Но в нашем спектакле мы должны использовать шнурки, точно такие же, как и для париков. Это еще одно правило при создании кукол. А о топорах, очках и головных уборах подробно будет описано в следующей главе.

Рис. 43

Рис. 44

И, наконец, кукла Волка. Куклы-звери изготавливаются так же, как и куклы-люди. Но костюм их является одновременно и перчаткой для руки актера. Сшивают такую перчатку из двух половинок меха - спинки и переда. Вместе с ними выкраивают и лапки (рис. 45). Мордочки и головы обклеивают тем же самым мехом, шнурком. Нос может быть сделан из кожи, а глаза из пуговиц, дерева, оргстекла. Сзади крепится хвост (рис. 46). Его вырезают из поролона и обтягивают мехом. А чтобы хвост двигался, вставляют металлическую проволоку, которая служит и тростью для управления (рис. 47).

Рис. 45, 46, 47

Папа Карло Ну как, ребята, справились мы с куклами для нашего спектакля?

Буратино Еще бы! Ведь мы самые гениальные...

Мальвина Хвастунишка!

Буратино От Мальвины-сардины слышу.

Папа Карло Буратино, каким тоном ты разговариваешь с нашей маленькой дамой?

Буратино Ха-ха! Да-а-ама! А я кто же тогда? Господин?

Папа Карло Да, Буратино, ты господин. И если мы, независимо от возраста, будем обращаться друг к другу уважительно, то от этого только выиграем. Потому что с воспитанным человеком более приятно общаться, чем с невежей. Что, Буратино, есть сомнения?

Буратино Нет, все понятно.

Папа Карло А вопросы?

Буратино Есть. Я теперь должен извиниться?

Папа Карло Скорее всего, да.

Буратино Многоуважаемая дама Мальвина, прости меня, пожалуйста. Я больше никогда не буду тебя дразнить. Чтоб мне стать курносым! Хочешь, на колени упаду?!

Мальвина Да будет тебе, Буратино. Прощаю я тебя. Только стань, пожалуйста, посерьезнее.

Буратино Смотри, Мальвиночка, я - сама серьезность. Стараюсь из последних буратинских сил!

Мальвина Ну тебя, Буратино, ты меня все время смешишь.

Буратино Это же прекрасно! Потому что быть серьезным ужасно скучно!

Папа Карло Ах, Буратино-Буратино... Вам все понятно было, когда мы занимались изготовлением кукол?

Мальвина Мне, папа Карло, не совсем понятно, что такое скульптура.

Папа Карло Скульптура, Мальвина, - это объемное изображение. Ее можно лепить из чего-нибудь мягкого, в данном случае из пластилина, вырезать из дерева, высекать из камня.

Мальвина А можно скульптуру лепить из глины?

Папа Карло Конечно, можно. А если ее обжечь в специальной печи при большой температуре, потом покрыть глазурью и еще раз обжечь, то получится скульптура из керамики.

Буратино Ой, как интересно. Этого я тоже не знал. И голова Волка делается из этой... ну как ее... жвачки?

Папа Карло Не жвачки, а жеваной бумаги, которая по-французски называется папье-маше. Ты, наверное, был не очень внимательным, когда я говорил, что куклы-звери делаются так же, как и куклы-люди. Разница состоит только в перчатке. Остальное все понятно?

Мальвина Да, как будто все.

Папа Карло Вот и чудненько. Ну вы отдохните немножко, а я перейду к следующей главе.

предыдущая страница / следующая страница
десктопная версия страницы


МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org


contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020