ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИГРЕ

Картам Таро полтысячелетия от роду, и такой почтенный возраст что-нибудь да значит. Если это и забава, то весьма необычная, а необычное всегда привлекает. Истории создания и эволюции Таро посвящено немалое число страниц немалого числа книг.

Ознакомившись с наследием тароистики, я столкнулся с тем, что книги, посвященные этой теме, не только противоречат друг другу, но сами по себе хаотичны и бессистемны. Что и говорить, Таро в его нынешнем виде искусственно и нежизнеспособно. Оккультисты, теософы и каббалисты всех видов и разновидностей постарались на славу, включив сюда все, что только было можно, и даже то, чего нельзя. Так получилось эклектичное сборище трех колод, путаница смыслов и несуразица сюжетов.

Поэтому гадатель-неофит оказывается перед неразрешимой задачей - ему нужно толковать гадание, а вместо этого приходится толковать... уже известные ему толкования. Получается, что он пытается понять смысл предложения, состоящего из слов, в значении которых путается. По сути дела, тароведы и тароисты уподобились строителям Вавилонской башни: Бог смешал их языки, и многие слова давно произносятся ими ТОРОБОАН, и получается, простите за каламбур, ТАРОБАРЩИНА, хотя должна была быть ОРАТОРИЯ.

Терпению моему пришел конец. И тогда появилась эта книга.

Я не ведаю, как, почему и зачем возникли карты. Моя задача предельно практическая: я знаю, как сделать из этой игры строгую систему гадания, знаю, как заставить карты "работать", и решил поделиться с вами этими знаниями.

В этой работе я попытался рассказать о том, что показалось мне очевидным. Это как камень на пути: его можно не замечать, постоянно о него спотыкаясь, но можно просто убрать препятствие с дороги.

Мой труд не энциклопедия, не пересказ уже известного и не компиляция ранее написанного. Здесь нет экскурсов в историю и перепевов предшественников, поскольку автору было что сказать от своего имени. Это учебник, пособие, занимательные лекции, которые по форме и содержанию выходят за обычные рамки манипуляций с карточной колодой.

Предлагаю вам оригинальное исследование, посвященное картам, новую систему гадания и новый принцип толкования карт.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИГРА В ИГРУ

Предварительные процедуры

Научиться гадать нельзя. Знание карт и раскладов вовсе не гарантирует человеку, что он действительно гадает, а не занят потерей времени, самообманом или обманом легковерной публики.

Уединитесь. Настройтесь. И пусть вас ничто не тревожит. Неплохо разработать для себя и тайный ритуал - какое-то действие, предшествующее вашему лицедейству. Гадатели на "Книге перемен", например, перед магической процедурой выкидывали на землю две особые дощечки. В зависимости от того, какой стороной они выпадали, гадание начиналось или процесс узнавания будущего откладывался до лучших времен.

Каждый может придумать для себя собственный ритуальный вопрос: "Можно гадать или нельзя?" Какой? Любой, что придет в голову. Ответ на него будет разрешением на гадание и толкование.

Чудесные превращения

Перед самим процессом гадания и в процессе его наше тело должно превратиться в прибор, способный чутко улавливать идущие на него магические волны. Вы должны войти в особое состояние, которое может сопровождаться самыми различными ощущениями: чувством сквозняка над темечком или особой легкости в голове, изменением вкуса во рту, появлением комка в горле или тем, что называется замиранием сердца.

Перетасовывая карты, можно почувствовать, как нагрелись ладони или покалывание в кончиках пальцев. Могут происходить и какие-то другие явления, которые будут свидетельствовать о том, что вы находитесь в особом состоянии, настроились на особую волну и готовы к чудодействию с картами.

Мешая колоду, можно поговорить с собой на тему, относящуюся к гаданию как процессу, или подвести постепенно диалог к самой причине того, почему вы взялись за карты. Говорите и наблюдайте за ощущениями своего тела. Так вы займете ум, который только мешает предсказателю.

Когда вы гадаете кому-то и знаете, что ему от вас нужно, начните разговаривать со своим подопечным, задавайте ему любые вопросы, ведите беседу до тех пор, пока не почувствуете - вот оно! Некая энергия обволокла вас, появились особые ощущения в теле, мировосприятие действительности изменилось, изменился и ваш голос.

Но не давайте человеку снимать колоду перед раскладом, пусть он не дотрагивается до карт, ведь это вы стали на некоторое время магом и волшебником. Но не он. Достаточно той его мысленной и чувственной энергии, которую вы используете в своем магическом действе.

Умеете ли вы это?

Представьте себе море, солнце, песок, запах хвои, перемешанный с ароматом роз, крики чаек. Перемешайте в это время колоду и выложите, как вам заблагорассудится, три карты. Посмотрите, соответствуют ли выложенные на стол картинки образу, созданному в вашей голове.

Представьте себе ночь, вьюгу, холод, одинокого путника, который дрожит от страха и холода. Выложите снова три карты. Что там? Есть ли совпадения?

Подумайте о человеке, которого хорошо знаете, выложите три карты. Это он? Это его внешность и характер? Сейчас он пребывает в таком положении? Спросите у карт что-либо о себе самом. Что у вас получилось?

Выложенные карты должны образовать рассказ, в котором будет свой сюжет и своя логика. Если неофит может сложить из выпавших карт свою небольшую историю, значит, он - гадатель. А если карты выпали "вкривь и вкось" и не поддаются толкованию, значит, он... хороший человек, но гадать не умеет или выбрал для эксперимента самый неподходящий момент.

Чтобы провести такой незамысловатый опыт, совсем не нужно знать значение карт. Скажу вам по секрету: мы все эти значения знаем не то что с пеленок, а до своего рождения! А все оттого, что карты - это своеобразные иллюстрации сути вещей, мыслей, чувств и событий, это картинки первообразов, да-да, тех самых первообразов Платона, которые К.Г. Юнг назвал модным ныне словом "архетипы".

Не думайте, а настраивайтесь на волну, не анализируйте, а чувствуйте. Рассуждать будете после того, как дело сделано. Если вы освоили все популярные расклады и выучили назубок смысл каждой карты, это отнюдь не означает, что вы научились гадать. Гадание в первую очередь - дело абсолютно "глупое" и "дурацкое", одними знаниями в нем не обойтись, мало того, знания эти только мешают.

Техника безопасности

Если в процессе ворожбы вы почувствовали рядом чье-то присутствие - а подобное нередко случается, - не обращайте внимания и не пугайтесь. Раскладывание картинок - процесс увлекательный и завлекательный как для участника процесса, так и для зрителя. Любопытных много, каждому хочется посмотреть, чем это вы тут занимаетесь.

В незапамятные времена, чтобы избавиться от злой нечисти, бедовавшей по месту жительства, приглашали в дом колдуна. Тот просил у хозяев колоду карт и закидывал ее куда-нибудь подальше, например за печку, после чего уговаривал невидимого постояльца уйти восвояси по-хорошему. Засим неприятности в доме прекращались, а карточная колода исчезала бесследно вместе с ее новым обладателем.

Никогда не вступайте при помощи карт в разговоры с ТОЙ стороной! Не задавайте ТУДА или ТОМУ никаких вопросов! Вы все равно никогда не узнаете, кто ЭТО, вам все равно НИЧЕГО не ответят, а повредиться головой от этого можно запросто. Вы к ним не лезьте, и ОНИ вас не тронут. Собственно, чего вы хотите - поставить на учет свое будущее или стать на учет у психиатра?

Вам нужно только подойти к черте, отделяющей наш мир от мира потустороннего, и дальше - ни ногой!

Если у вас все идет через пень-колоду - забросьте эту колоду куда подальше до лучших времен или подарите ее. Если вы на высоте, не спешите этому радоваться. Гадание - это магия. А когда человек пробует воздействовать на мир с помощью магии, магия сама начинает на него действовать.

Поэтому знайте: с того момента, как вы начали гадать, гадание будет постоянно вмешиваться в вашу жизнь. И тогда, чтобы вспомнить, следует забыть, чтобы приблизиться, необходимо отойти, а чтобы овладеть чем-то - нужно целиком этому отдаться. Но тогда вы становитесь другим человеком из другой реальности, и этот человек - уже не вы...

Игра в игру

Древние Упанишады гласят: мир - это игра одного посредством многих с самим собой. Бог Атман каждой своей частицей - человеком - играет роли и веселит сам себя. Если судьба - игра, то в ней имеются правила, и знающий правила игрок имеет преимущества над незнающим. Это во-первых.

Во-вторых, от индивидуального мастерства, опыта, таланта и воли игрока в жизнь эта самая жизнь и зависит. В-третьих, если жизнь - игра, то она связана с удачей и неудачей, везением и невезением. В ней всегда найдется элемент случайности. И тут можно сказать о двойственном восприятии человеком своей судьбы.

С одной стороны, судьба предопределена, а значит, не случайна. С другой стороны, жизнь переполнена случайностями, а значит, непредсказуема. Говоря словами Джозефа Кэмпбелла, наша жизнь предопределена так, что в ней есть место случайностям. И наша жизнь полна случайностей, но все они предопределены. Поэтому с одним человеком происходят одни совпадения, а с другим - другие.

Что ни говорите, но получается довольно любопытная картина. И карты - весьма удачная модель такого мира, сотканного из случайностей расклада и определенности выпавших в этом раскладе карт.

Отказ от масок

Общество непрерывно навязывает человеку социальные игры и роли, а сам человек постоянно меняет маски на своем лице, играя в игру жизни по правилам, утвержденным обществом, или периодически нарушая эти правила по убеждению, настроению или обстоятельствам. Это единственный способ быть адекватным той среде, в которой находишься, и достигать определенных, опять же продиктованных этой средой, целей. Так игра жизни превращает человека в игрока.

Однако человек имеет право и силы отказаться от игр, ролей и масок и стать свободным. Свободным от социальной субъективности, иллюзий и стереотипов. Произойти это может по мере обретения опыта и путем размышлений о том, что играть и соревноваться можно, но побеждать некого и незачем. Такая свобода освобождает человека от двойственности и периодических психологических конфликтов из-за несовпадения внутренних установок и социальных требований, но налагает на него ответственность ежеминутно быть самим собой.

И тогда он даже может играть, если другие играют, и иначе нельзя. Но теперь он относится к игре, как к игре. Таким образом, у него остается больше шансов оставаться свободным, не вовлекаясь в игру, хотя и создавая видимость участия в ней. Если привести пример, то один карточный игрок нервничает и переживает, и у него на лице все написано, а другой хладнокровен. Первый проигрывает и расстраивается, второй выигрывает и остается довольным собой и жизнью.

Такому человеку вообще-то и гадать незачем. Он не боится ни жизни, ни смерти и готов к любому выбору будущего. Каждый среди возможных поворотов событий ему интересен и ценен сам по себе и как зрителю, и как участнику действа, и не с точки зрения результата, а с точки зрения процесса - непрерывного течения жизни. У него нет побед и поражений, потому что он свободен от чужих оценок и необходимости конечных результатов.

Зачем гадают

Зачем человек гадает? Чтобы узнать свое будущее. А зачем ему знать о нем? Чтобы его не бояться, чтобы быть к нему готовым психологически и физически. Гадание, в том числе и на картах, помогает освободиться от гнета незнания, неуверенности в себе, а также от иллюзий собственного мышления.

Гадатель, раскладывая карты, тоже играет в игру, в результате которой он находит самый лучший вариант для воплощения настоящего в будущем или самый верный способ поведения в моделируемой ситуации.

Нельзя предсказать судьбу человека? Отчего же. Человек - это процесс и точка на пути, из которой он о себе думает. Живем мы в оба конца, в обе стороны, как метро на рельсах - один длинный миг, размазанный по станциям от рождения до смерти. Поэтому с близкого расстояния мы свое будущее чувствуем. А потом говорим о совпадениях, вещих снах и приметах.

Человека можно сравнить с электроном, который так бойко бегает кругами, что размазал себя до облака. Но облако это по плотности неравномерно. Человеку в своем сегодняшнем "сегодня" тесно и плотно, а чем дальше он от своего настоящего, тем воздушней сама ткань жизни. Где-то человека почти нет. А там, где он не родился или уже умер, - его полное отсутствие.

Чем дальше уходит человек в мыслях от своего настоящего, тем хуже обратная "временная" связь, тем больше вселенского шума приходится преодолевать его интуиции, тем меньше он может уловить из того, что называют информацией. А карты лишь помогают усилить сигнал и облечь его в понятные уму образы.

Будущее предсказывать не нужно, поскольку человек его и так знает. Он просто не знает, что знает, и в этом все дело.

Воспоминания о будущем

Особого разнообразия в жизни нет и в ближайшем будущем не предвидится. Человек рождается и умирает - вот что он делает испокон веку. В перерывах же между этими весьма занятными событиями он учится на своих и чужих ошибках... и не учится ничему. Любит и ненавидит. Играет свадьбы и разводится. Погрязает в обыденности и летает на крыльях фантазии. Убивает себе подобных и рожает новых людей, которые повторяют эту суету сует несчетное число раз. Он может то, что может.

Человек думает о будущем, он болен будущим неизлечимо. И эта смертельная болезнь продлевает саму жизнь, толкает его на поступки. Человек вспоминает о будущем, как вспоминают прошлое. На самом деле он знает свое предназначение, но боится себе в этом признаться.

Первое впечатление обманчиво? Не верьте этой расхожей глупости. Верьте глазам своим. Если форма диктует содержание, то и содержание определяет форму. Первое впечатление самое правильное, потому что основано на чувствах и обходится без умственных расчетов и иллюзий опыта.

Первое впечатление наиболее верно скажет, чем для вас станет то или иное событие, кем - тот или иной человек. Это воспоминание о будущем в чистом, не замутненном разумом виде.

Мысли по поводу впечатлений опираются лишь на прошлый опыт, прошлое. Но ничего не говорят об истинной сути происходящего. Калькулятор рассудка рассчитает ситуацию, выстроит модель и выдаст результат и даже ошибки, с ним связанные. Поэтому мы - рабы событий и представлений о них - живем иллюзиями настоящего, но не настоящим.

Чувства намного древнее мыслей, они ровесники того, что именуют интуицией, и тесно с ней связаны, но люди перестали на них полагаться. А сама мысль о том, что с помощью интуиции чувств можно установить свое будущее, подвергается осмеянию.

А между тем человек хочет удачи, осуществления планов, хочет, чтобы ему было ХОРОШО. Это проявление инстинкта самосохранения. Он применяет все мыслимые и немыслимые средства для заглядывания вперед. Люди постоянно хотят знать, ЧТО с ними будет и как это ЧТО-ТО с ними произойдет. Но не интересуются: зачем? Почему с ними случится то или иное?..

Ваш компьютер пахнет ладаном

Итак, человек создал компьютер, но разве он его придумал? Человек не может придумать ничего, о чем не может подумать. Программы в компьютере живут по тем же законам, что и человек в мире собственной виртуальной реальности.

Что о себе человек ни думает, ни воображает - он программа и выполняет функцию, сценарий, замысел, написанную до него, но о нем пьесу. Человек не придумывал компьютер, он, как мог по мере своих сил и возможностей, скопировал этот агрегат с того театра жизни, в котором сам исполняет свои роли.

Астролог по расположению звезд опишет характер человека, его физические и психические данные, укажет, какие у него интересы и вкусы, укажет на вероятную или желательную для него профессию. Он скажет, что у человека было и что может быть, словно толкует он не карту рождения, а читает инструкцию, прилагаемую к прибору фирмой-изготовителем.

Хиромант по линиям руки определит, каков характер человека, в чем его преимущества и недостатки, что его ожидает и насколько реализовал он эти ожидания. В чем он свое счастье найдет, а в чем его погибель. Как будто не на ладонь глядит, а рассматривает штрих-код личности и судьбы на упаковке...

Гадатель, настроившись на волну человека, выложит карты из колоды и расскажет о его будущем, настоящем и прошлом. Словно карты - инструмент, помогающий получить необходимую информацию о программе-судьбе.

Живые программы жизни

Утверждают, что на краю гибели человек видит, как перед ним, перед его внутренним взором пробегает с невероятной скоростью вся его жизнь. Не это ли, по словам сведущих в подобных вопросах программистах, делает программа компьютера, если тот внезапно обесточен? Пытается сохранить текущую работу, записывает сделанное.

Что такое психическое заболевание, например шизофрения, как не появление вируса в программе, когда программа работает, но неверно выполняет возложенные на нее функции или разрушается фатально, по злому умыслу. В системе возникают перегрузки, несопоставимые нервные затраты пережигают здоровье.

Нашу запрограммированность подтверждаем мы сами, ощущая фатальность происходящего или понимая свое призвание, ставя цели, веря в свои силы и даже надеясь на чудо. Кто-то чувствует, что должен выполнить что-либо, чего-то достигнуть. Переплыть океан, выпить ящик пива, стать президентом, иметь троих детей. Мы есть программа, но мы живая программа, а человек и судьба - слова, определяющие одно и то же пока не познанное понятие.

Человек хочет остаться навечно, он не желает быть стертым из памяти машины Жизни. И он верит, что его душа вечна, потому что так устроен. Вера в Бога и личное бессмертие есть непременное условие существования человеческой программы.

Почему мы фантазируем? Мечтаем? Как мы обманываем другого? И почему этот другой верит нам? Театр - великое изобретение человечества, позволяющее проживать многие жизни наяву. Мы играем роли, пытаясь побыть другими, чувствовать по-другому. Что это за крамола? Откуда такая страсть к перемену облика? С чего бы все это? Может быть, от невозможности оного?..

А еще нам снятся сны, где разыгрываются сценарии событий. Некоторые из них происходят потом наяву. Тогда мы говорим: сон вещий. На самом деле мы вспомнили то, что знали. А еще люди обладают даром предвидения, словно научены глядеть в будущее, угадывать судьбу. Интуиция, пророческий дар, вещие сны - это воспоминание человеческой программы о собственном будущем - о своих цели и задаче.

И даже сам древний институт гадания - это не вторжение в Божий промысел делания судьбы, но только попытка ее угадать теми способами, которые нашим изготовителем нам и дадены. Это только указание на то, что есть программа у каждого человека и отдельные представители рода человеческого при помощи разных подручных средств ни шатко ни валко, кое-как и кое-где все же изредка могут кое-что узнать из того, чего знать человеку как бы и не положено.

Своей судьбы предсказатель не знает, гласит японская пословица, но узнать хочет.

Критика предшественников

Сколько надуманного и противоречивого сказано о картах Таро! Авторы переписывали друг у друга разные небылицы, перемешанные с правдой жизни, по большей части не понимая ни символического значения чисел номерных карт, ни смысла вечных сюжетов карт так называемых Старших Арканов.

Не почувствовав на своих губах экзистенциальный вкус ни того ни другого, правдивую историю о картах и гадании, может быть, и напишешь, а руководство по гаданию - вряд ли.

Одно дело, когда сам гадатель разрабатывает свою собственную систему гаданий, создает свой особый мир. Другое дело - бессистемное переписывание и переливание из пустого в порожнее: все рябит и переливается, как нефтяная пленка.

Как же быть нам, читателям, если книги о Таро содержат различные и часто противоречащие друг другу толкования и объяснения? Как поступить, если у каждого автора своя правда и не существует в природе ни канона сюжета, ни канона толкования? Что мне с того толку, если тройка кубков - к дождю, а десятка мечей - к увольнению с работы, если у другого автора тройка кубков - к ясной погоде, а десятка мечей - к приему на службу?

Пусть лучше значения карт, чисел и мастей будут простыми и ясными, тогда из незамысловатых кирпичиков смысла можно самому выложить красивую мозаику пророческих слов.

Какой должна быть гадательная система

Традиционное Таро перегружено самыми разными влияниями, в него за сотни лет попытались "воткнуть" все, что было можно. И Египет, и Грецию; и христианство, и индуизм; и Пифагора, и "Зогар"; и эллинов, и иудеев. Получилось занимательно, но несъедобно. Салат какой-то, а не система гадания...

Гадание на картах должно быть системой, а не смесью трех колод с необоснованным набором карт. Первое и самое обязательное требование к системе гадания - в ней все должно быть строго и лаконично. Значения каждой карты жестко определены, чтобы сглаживать эту жесткость многовариантностью толкования.

Вторым условием действенности гадательной системы является ее закрытый, замкнутый характер. Чтобы "работать", она должна быть вещью в себе, Вселенной, живущей и развивающейся по своим законам и правилам без вмешательства в нее посторонних сил. Поэтому замкнутость ее обязательна.

Третье по счету, но не менее важное, чем остальные, условие действенной гадательной системы - ее красота. Гадательная система должна быть красивой! Общеизвестно, что некрасивые самолеты не летают.

Четвертое условие - простота. Чем проще и понятнее система, тем лучше она работает. Тем более, что гадание - явление субъективное, субъективно и отношение человека к самому себе и окружающей его действительности.

Мир таков, каковы его наблюдатели, и лучше об этом не скажешь. Даже границы событий искусственны, относительны. Они зависят от точки зрения. Для одного, толстокожего, событие еще не началось, для другого, более чувствительного, то же событие уже в самом разгаре. Для третьего данное событие событием не является. Четвертый считает, что событие на этом не началось, а закончилось.

"Книга перемен" и кое-что о числах

Гадательная система И-цзин основана на взаимодействии двух форм, которые порождают четыре символа, а те, в свою очередь, создают восемь триграмм. Две формы - Инь и Ян - характеризуют любое событие, явление, проявления мира. Одно не бывает без другого, как невозможен вой мартовских котов без марта или ток без разности потенциалов - положительного и отрицательного зарядов. Современный компьютер со своей двоичной системой счета, заново отрытой Лейбницем для европейцев, использует принцип китайского дао и двух форм.

Комбинации восьми триграмм, кои образуют 64 гексаграммы, превращают И-цзин в законченную и закрытую гадательную систему, поскольку число "восемь" - это символ непрерывных перемен в замкнутом пространстве. Это как кастрюля на огне: все кипит и булькает, варится и пахнет, но закрыто крышкой.

Восемь - число закрытой системы - применяется не только в гадательной "Книге перемен", но и в шахматах - еще одной игре и модели мира. Четыре - число закрытого пространства. Четыре масти обычной колоды карт делают систему игры замкнутой на саму себя при помощи магии чисел.

А мы уже говорили, что гадательная система должна быть замкнута, чтобы иметь свою внутреннюю правду жизни и развиваться по собственным законам. Иначе она перестает работать точно или не работает вовсе, поскольку в нее постоянно вмешиваются посторонние силы. Надеюсь, вы уже заметили, что закрытость системы определяется четными числами. Двойка, четверка, восьмерка как раз и задают системе такие свойства.

предыдущая страница / следующая страница
десктопная версия страницы


МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org


contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020