ГОНСАЛЕС-ВИППЛЕР М. "ЗАЩИТНАЯ КНИГА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ", 2005

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

ТИБЕТСКИЕ АМУЛЕТЫ

В процессе изготовления тибетских амулетов нанесение магического узора чередуется с пением санскритских заклинаний. Изображения вырезают на кусках дерева, затем опускают в чернила и оттискивают на ткань или произведенную вручную бумагу. Таким способом амулеты делаются со времени проникновения на Тибет буддизма, т.е. приблизительно с VII века. Искусство создания этих амулетов настолько распространено и многообразно, что существуют тысячи таких предметов, изготовленных в монастырях, которые отвечают любому человеческому стремлению.

Тибетские амулеты используют по-разному. Для защиты и призыва высших сил их наносят на стены, потолки и раки - в этом смысле они напоминают ведьмины знаки, веве и индуистские колемы. Их носят на теле как обереги, скатывают в молитвенные шарики или глотают как лекарство. Абстрактные узоры (сочетание фигур и геометрических форм) применяются для изгнания болезни и охраны во время обрядов. Наиболее важными считаются амулеты, представляющие колеса, мандалы, которые покрывают многочисленными узорами. Мандала представляет собой психо-космограмму или визуальное отображение космических сил, причем символика узора предназначена для призыва этих сил. Мандалы носят как обереги, скатывая в свиток и перевязывая цветными нитями. Кроме того, они служат основанием алтарей, а также во время медитации и в качестве изображений символов защиты человека на стенах, потолках и раках.

Иногда магические узоры наносят на флаги, развевающиеся рядом с домом, либо печатают на ткани и бросают на счастье. Считается, что это простые амулеты, которые может сделать любой непосвященный.

Самые сложные (и ценные) амулеты должен зарядить лама, чтобы они действовали эффективно. Обычно их печатают на подходящих кусочках дерева, а затем от руки дописывают дополнительную информацию, например, имя человека, который будет носить этот предмет. Потом лама читает написанное вслух и заряжает магической силой. Иногда амулет освящают, бросив на его поверхность несколько зернышек ячменя, цветного риса или побрызгав шафранной водой. Затем его обвязывают цветными нитями в виде мандалы и вручают владельцу. Церемония освящения сопровождается горящими масляными светильниками и курящимися благовониями.

Магические диаграммы (янтры) глубоко связаны через символику букв и вибрацию, возникающую при произнесении этих звуков, с такими же формулами (мантрами). Взаимопроникновение цвета, звука и формы, а главное - сил и энергий, выраженных мантрой и янтрой, называется тантрой. Мантры - магические формулы, провозглашаемые при освящении амулета, по сути являются воплощением божества, к которому взывают: отсюда важная значимость произнесенного слова в тантрической магии. Это - проявление космических сил, подчиненных воле мага.

Поскольку приготовление амулета может повлиять на карму или силу судьбы, а иногда и изменить ее, то делать его может лишь человек, знающий, как изменить карму, не внося в нее дисгармонии. Поэтому предпочтительнее, чтобы такие предметы изготавливали и заряжали буддийские священники ламы, которых считают высокоразвитыми в духовном отношении личностями. Однако, несмотря на силу ламы, амулет не будет действовать, если владелец в него не поверит. Именно эти составляющие его качества активизируют космические силы, вложенные в узор.

Помимо рассмотренных, существует много примеров магических узоров в других странах. Так, китайцы и японцы используют для приготовления сильных амулетов символику своих иероглифов. В Польше в качестве оберегов человека и его дома традиционно применяют кусочки бумаги, разные изображения на которых все основаны, как правило, на каббалистическом Древе жизни.

Везде в мире к символическому языку мысли прибегают тысячами способов, чтобы обратиться к бесконечному источнику космических сил. Магические символы на амулетах служат двойной цели: как щит, отвращающий зло, и как магнит, притягивающий благое влияние духовных сил. Подобная их двойственность еще раз подчеркивает дуалистическую природу всего сущего - как человеческого, так и божественного.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. АМУЛЕТЫ И СГЛАЗ

Убежденность в существовании вредоносной силы дурного глаза проходит через все общества и культуры и, вероятно, берет начало в доисторических временах. Однако первые записи о сглазе найдены в клинописных табличках Шумера и Вавилона, датируемых приблизительно 3000 г. до н.э. Шумерское слово ИГ-ХУЛ в буквальном смысле означает "дурной (злой) глаз". В одной из табличек этого периода написано:

"Рыщущий Дурной Глаз взглянул на соседей и исчез вдали, взглянул на окрестности и исчез вдали, взглянул на сокровищницу страны и исчез вдали, взглянул на путника и подобно дереву, срубленному для столбов, согнул его шею".

Великий шумерский бог Эа постоянно боролся со сглазом, персонифицированным демонической Тиамат. В более древних письменных источниках он изображается просто в виде глаза. Многие магические труды, начиная с самых ранних периодов истории, упоминают "маленького человечка в глазу", который, разумеется, представлял собой отражение того, кто в него смотрит. Ему приписывали особое могущество, и, как доказывают примеры, именно злая сила "человечка" повинна в сглазе. В "Египетской литургии погребальных приношений", опубликованной Э. А. Уэллис Баджем, жрец обращается к мертвому во время представления одного из приношений Осирису: "Осирис Унас, дитя, которое в Глазе Гора, было с тобой". Арабы немного изменили эту формулу, переведя ее буквально - "дочь глаза"; современные испанцы пользуются тем же выражением, описывая сетчатку глаза; для них она - "Iа nina del ojo".

Весьма распространенный амулет от дурного глаза

Выражение "дурной глаз" обозначает способность причинить взглядом вред живому существу. Считается, что сглаз (злой, или дурной глаз) особенно опасен маленьким детям и беременным матерям, однако может воздействовать отрицательно далее на животных и растения.

В основном обладание дурным глазом приписывается людям, однако существует поверье, что некоторые животные, рептилии и даже неодушевленные предметы способны навредить человеку одним лишь присутствием. Носителями неблагоприятных для окружающих вибраций считают лягушек, змей, скорпионов, пауков, а также некоторые камни, например, опалы и жемчуга.

Многие уверяют в том, что сглаз - это просто суеверие, однако современные ученые предполагают, что в нем может быть скрыто нечто большее, чем пресловутое зерно истины. Антропологи и особенно психологи начинают верить, что при определенных обстоятельствах мозг человека способен проецировать психическую энергию через его глаза, используя их, как точку фокуса. Она может нести как положительные, так и отрицательные эмоции, но в любом случае заметно влияет на объект общения.

Знаменитый третий глаз индусов, который, как полагают, расположен посреди лба, похоже; имеет аналог в виде шишковидной железы. Этот крошечный "отросток" человеческого мозга, хотя и скрытый глубоко в его складках, находится на одной прямой с "третьим глазом" и считается ответственным за выработку вещества серотонина, регулирующего различные психические энергии мысли (См. J. K. Gaddum and К. A. Hameed. The British Journal of Pharmacology, 9:240 (1959), а также J. Axelrod and H. Weissback, 131.1312 (1960)). Если эта шишковидная железа действительно является третьим глазом, вероятно, именно она виновата в негативных вибрациях, приписываемых дурному глазу.

Головка Бодхисаттвы с третьим глазом (урна), изображенным углублением в металле

Возможно, что вера индусов в сглаз берет начало от ужасного всемогущего третьего ока Шивы - Разрушителя, который, по преданиям, был способен уничтожить вселенную одним взглядом и однажды испепелил им бога Каму. До сих пор знаки касты у индусов, как и тилаки замужних женщин, наносятся в центре лба, где должен быть третий глаз. Ангамские наги из Ассама прикрывают это место небольшим листочком, полагая, что взгляды людей могут повредить им, если туда направятся.

По традиции наиболее эффективным амулетом от сглаза всегда считалось изображение самого глаза. Самым известным из магических предметов такого рода признан египетский удьят - Глаз Гора. Им широко пользовались египтяне, поскольку он символизировал глаз бога Солнца, а следовательно, мог уничтожить любое влияние сглаза. Иногда вместо одного изображали два глаза - очи Солнца и Луны. Египтяне называли сглаз ир-т бан-т и писали его с помощью иероглифов глаз и нож.

Многие культуры восприняли глаз, прозванный Оком Бога, в качестве защитного амулета. В современной Мексике индейцы хуихола делают амулет в той же форме, который называют Ojo de Dias (Глаз Бога), для охраны людей, домов и полей от сглаза. Его изготавливают из палочек и цветных нитей, причем каждый цвет означает особый вид защиты. Такие же амулеты признают американские индейцы юго-запада США.

Для оберега от сглаза в броши или браслеты вставляют фарфоровые глаза; этот обычай весьма распространен в Латинской Америке. С помощью таких предметов принято защищать малышей от зависти и злобы окружающих и вообще недоброжелательных людей.

Вера в существование дурного глаза отражена и в Библии: как Старый, так и Новый Завет предостерегают людей от этой опасности. Во Второзаконии 15:9 сказано: "Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль... и чтоб оттого глаз твой сделался немилостив к нищему брату твоему...", а Книга притчей Соломоновых учит: "Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его".

Древние иудеи, вопреки строгому запрещению любых магических практик, применяли некоторые обряды для своей защиты. Стараясь уберечь детей от дурного глаза, они тайком проводили их через дым от благословенных субботних свечей. Звезда Давида до сих пор считается действенным щитом от сглаза. Бахрома и кисти на молитвенных покрывалах и колокольцы на одеяниях священника, очевидно, служили амулетами. Египтяне, вавилоняне и ассирийцы пользовались колокольчиками, чтобы отогнать злых духов. Весьма вероятно, что евреи, на которых магия соседних народов оказала сильное влияние, скопировали некоторые из их верований (См. Е. A. Wallis Budge. Amuletes and Superstitions. New York, 1977).

Еврейские защитные амулеты, например мезузы, часто прятали в цилиндры или носили на шее во избежание наказания за нарушение законов Моисея.

В отличие от евреев христиане в прежние времена не чувствовали вины за оберег от дурного глаза. Крест - любимый амулет - они носят и поныне как наиболее могущественную защиту от зла. Соль, святая вода и кусочек облатки также часто служат охраной людей. Большой популярностью у христиан пользуются святые реликвии и медальоны с изображением святых.

В Евангелии от Марка 7:22, 23 Иисус сказал ученикам: "Кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство - все это зло изнутри исходит и оскверняет человека". Это означает, что Иисус тоже верил в дурной глаз (завистливое око) и порицал его.

Известная эфиопская легенда гласит, что Иисус и его ученики однажды шли по берегу Тиберского моря. Немного спустя они подошли к старухе, сидевшей на грязном троне, глаза которой блестели, как золото, а руки и ноги были подобны колесам. Изо рта ее вылетало пламя "длиною в шестьдесят восемь локтей". Ученики спросили Иисуса: "Что это за тварь, Господи?"

Иисус ответил: "Это глаз земли, дурной и проклятый. Когда взгляд ее упадет на корабль, плывущий по морю, корабль тот внезапно тонет; когда он смотрит вслед лошади, то опрокидывает и коня, и всадника; когда падает на корову, которую доят, то сворачивает молоко и оно обращается в кровь; когда глядит на женщину с ребенком, то разделяет и губит их". Затем он произнес: "Аспарапсес, Аскораксис" - и сила этих слов уничтожила старуху. По другой версии "глаз земли, дурной и проклятый" уничтожили ученики и "сожгли ее тело в огне, и развеяли пепел по ветру к востоку, западу, югу и северу, чтобы сама память о ней сгинула на земле" (См. Е. A. Wallis Budge. A History of Ethiopia. London, n.d.).

Древние греки тоже верили в существование дурного глаза, который называли басканос. Самый распространенный греческий амулет от сглаза - пробасканион - носили и продолжают носить дети, женщины и мужчины. Из греческих писателей, пытавшихся объяснить действие дурного глаза, был Гелиодор, который жил приблизительно в 300 г. н.э. Он писал: "Когда кто-то посмотрит на нечто превосходное завистливым глазом, он наполняет окружающий воздух пагубным качеством и передает собственные ядовитые испарения тому, что находится рядом с ним".

Римляне, верящие в закон, решили, что лучшим способом защиты в данном случае является нападение, и внесли запретительный судебный вердикт против сглаза. Сенат одобрил это предложение и принял соответствующее решение, согласно которому дурной глаз объявили вне закона, и следовательно, он должен был подвергаться тщательному преследованию и даже изгнанию из страны. Намерение, безусловно, благородное, но, подобно другим начинаниям, обернувшееся полным крахом. В современном Риме, как и во всей Италии, mal'd jccho или же iettetura, что значит дурной глаз, жив и поныне, несмотря на постановления древних.

Поскольку в наше время итальянцы не сомневаются в тщетности судебных вердиктов относительно сглаза, они обратились к другим методам защиты от опасности. Главным оберегом считается небольшой рог, оправленный в золото, который носят на цепочке на шее; популярны также амулеты в виде фарфорового глаза, золотые кресты и распятия.

В некоторых областях Палестины и Сирии сглаз рассматривают как "гибельный дар", исходящий от людей с голубыми глазами, особенно если они гладко выбриты. В качестве защиты от их ужасного влияния палестинки и сирийки украшаются голубыми бусами - по принципу similia similibus curantur (подобное лечится подобным); ни один караванщик не решит тронуться в путь, если каждый верблюд не будет защищен от дурного глаза бусиной этого цвета (См. George F. Kunz. The Curious Lore of Precious Stones. New York, 1971).

Арабы также верят в опасность сглаза, называя его "аин-ан-хасад", или глаз зависти, а в качестве оберега пишут на свитках или вырезают на агате 113 суру Корана. Но, пожалуй, самым распространенным амулетом от дурного глаза арабского происхождения является рука Фатимы.

Изображение руки Фатимы - лучший амулет от сглаза. Фатима была дочерью Магомета, глубоко уважаемой за добродетели женщиной. В настоящее время этот красивый оберег снова пользуется огромным спросом; его делают из разных материалов - чаще из филигранного золота

Фатима была дочерью пророка Магомета от первой жены Хадии. Ее называли Аль-Зара, что значит "яркое цветение", и Аль-Батул - "чистая девушка", или "девственница", эти имена сохранились даже после того, как она вышла замуж и родила троих детей. Пальцам Фатимы приписывают свойства основ ислама и составляющие обязанностей мусульманина: поститься в рамадан; совершать паломничество в Мекку; подавать бедным; убивать неверных; ежедневно выполнять предписанные обряды. Рука Фатимы всегда является правой, потому что у арабов она считается рукой чести; левая, которой совершаются "нечистые действия", считается рукой бесчестия, и многие мусульмане не желают пользоваться ею во время еды. Согласно закону Магомета, одним из худших наказаний человека становится отсечение правой руки, без которой он не может есть и обречен умереть от голода либо питаться непосредственно ртом.

Бронзовая магическая рука из Египта для отвращения дурного глаза. Выгравированные на ней символы считаются мощными оберегами от зла

Руку в качестве амулета используют у многих народов. Символ, известный как "Великая рука" египтян считался у них необоримой мощью, которая правит Землею и небом. В средневековье Верховное существо изображали в виде руки, простертой из облаков. Одна из самых чудесных молитв католической церкви обращена к руке Всемогущего, которая также описана как гигантская рука, протянутая с небес. Поднятая рука символизирует обращение к Богу; в Европе и США - это жест, необходимый во время произнесения клятвы. Так же для принесения присяги в судах или в церемониях посвящения одну руку кладут на Библию, а другую поднимают. Этот обычай зародился в Западной Азии. Сжатая рука с открытыми вперед вторым и третьим пальцами считается жестом благословения; если же вытянуты второй и четвертый пальцы - рука напоминает рога дьявола и силы зла. Однако таким образом ею пользуются и как амулетом от сглаза. Другим распространенным оберегом служит фига, или дуля; это - кулак с большим пальцем между средним и указательным. Считается, что фига символизирует мужские гениталии; ведьмы часто рисуют ею магический круг. В странах Латинской Америки фиги вырезают из гагата или слоновой кости и вешают на малышей, чтобы защитить их от сглаза.

Самыми уязвимыми и восприимчивыми к дурному глазу частями тела считаются: глаза, ноздри, уши, рот, анальные и генитальные отверстия. Они рассматриваются как легкая добыча злобных духов. Для их защиты изобретены чрезвычайно оригинальные методы. Египтяне оберегали себя от сглаза при помощи малахита, зеленого карбоната меди, на основе которого изготавливали тени для глаз. Малахит считался сильной защитой от зла. Арабские женщины и их дети подводили глаза углем. Применение губной поллады и теней восходит к древним попыткам защититься от проникновения злых духов. Обычай прикрывать рот во время зевка также возник скорее не как жест вежливости, а как защита человека от сглаза.

Фига или дуля - известный амулет от сглаза. В Латинской Америке младенцев защищают от дурного глаза гагатовой фигой с кусочком коралла, оправленных в золото

К ней относится также изобретение сережек и носовых колец. В примитивных обществах в нос вставляли кости, кусочки камней или металла с искусной резьбой. Женщины Индии высокого социального ранга вставляют в ноздри драгоценные камни, а иногда вдевают сюда одно или несколько колец. Из сережек наиболее эффективными считаются те, которые носят в ушах, - тогда злые духи не смогут проникнуть внутрь.

Ожерелья также использовали как амулеты: необходимо было привлечь к этому шейному украшению людские взгляды, отвратив таинственные и опасные эманации дурного глаза от владельца, то есть отдавая ему роль громоотвода. Особенно эффективными считаются украшения из агата, причем предпочтительны черные или коричневые камни с белым пятном в центре. Хорошей защитой от сглаза служат ожерелья, в которых чередуются черные и белые агаты.

Гениталии и анальное отверстие охраняются разными способами, например, написанными или вышитыми заговорами, священными нитями, поясами и мошонками с изображенными на них пальмовыми листьями. Мальчики-индусы закрывают гениталии серебряными опоясками, а мошонки, которые носили в XIV-XV вв. в Европе, служили не только для физической, но и магической защиты.

Другими средствами от сглаза могут быть разнообразные предметы - от вееров и свистков до колокольчиков и зеркал. Последние считались особенно эффективными, потому что отражали от себя плохой взгляд.

Цыгане, подверженные суевериям больше остальных, используют от сглаза все, что принято из вышеупомянутого. Сильнее всего они боятся беруфена, колдовского глаза, и берегут от него своих детей с помощью следующего средства (См. С. G. Leland. Gypsy Sorcery and Fortune Telling. New York, 1962).

1. Ожерелье из бусин розового халцедона - амулет от сглаза из древней Персии. 2. Бусы из оникса - защита от сглаза (начало христианства)

Кувшин наполняют водой из ручья, черпая не против течения. В него бросают семь угольков, семь пригоршней муки и столько же зубчиков чеснока, после чего ставят на огонь. Когда вода закипает, ее помешивают прутиком с тремя веточками на конце. В это время ведунья повторяет:

"Misec' yakha; tut dikhen,
Те yon kathe mudaren!
Те atunci efta; coka;
Те caven misece yakha;
Misec' yakha; tut dikhen
Те yon kathe mudaren!
Pcabuvena pcabuvena;
Andre develeskero yakha!

Злые глаза смотрят на тебя,
Да потухнут они вскоре!
А потом семь воронов
Выклюют злые глаза;
Злые глаза (сейчас) смотрят на тебя,
Да потухнут они вскоре!

Много пыли в глаза,
Пусть они ослепнут,
Злые глаза, которые сейчас смотрят на тебя;
Да потухнут они вскоре!
Пусть они сгорят, пусть они сгорят
В огне Господа!"

Предполагается, что семь воронов из заговора представлены семью угольками; чеснок может символизировать молнию - оружие Бога или горнило для злых духов; именно его чаще всего применяют против адских козней. Считается, что вампиры боятся чеснока, потому что он отравляет им кровь.

Кроме того, цыгане в качестве амулетов от сглаза ценят морские раковины, некоторые из самых сложных талисманов выгравированы на металле и напоминают знаки каббалы. Чаще всего на цыганских амулетах изображается змея - весьма распространенный символ.

Обладателями дурного глаза считаются не только злые ведьмы или моральные уроды. Такой глаз приписывали папе Пию IX, который умер в 1878 г. Папу Льва XIII также заклеймили как сильного "iettatore" и обвиняли в смерти многих кардиналов, скончавшихся во время его правления. Как носителей дурного глаза боялись Наполеона III, кайзера Вильгельма II, лорда Байрона. Бернард Шоу гордился тем, что собственным желанием мог навлечь на любого смерть и гибель, утверждая, что от "ненавистника к его жертве идет ужасное смертельное излучение; все люди, которых я когда-либо ненавидел, умирали".

Можно предположить, что, имея в своем распоряжении такое множество амулетов от сглаза, человечество должно было давно уже от него избавиться. Однако и поныне такой предрассудок существует, а причина - в нашей вере. Подобно тому, как сила амулета скрыта в надежде на него владельца, так и сглаз черпает мощь в убеждении человека в то, что он есть, и остановить его зловещее излучение можно не с помощью заклинаний, а прекратив в это верить.

предыдущая страница / следующая страница
десктопная версия страницы


МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org


contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020