ГОНСАЛЕС-ВИППЛЕР М. "ЗАЩИТНАЯ КНИГА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ", 2005

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

ГАДАНИЕ

Люди всегда горели желанием узнать свое будущее. Таким образом, амулеты предназначались и для гадания: считалось, что одни из них способны вызвать у своих владельцев предчувствия или сны, которые откроют им грядущие события; другие - использовались как предвестники, но и сами обладали богоданными волшебными силами. Среди последних были святые оракулы Израиля - Урим и Туммим, что означает "свет и совершенство", и представляли собой, вероятно, два камешка либо две металлические пластинки или два кусочка дерева, которые бросали на блюдо. Их хранил в особом небольшом мешочке верховный священник, который носил его под грудной пластиной правосудия (Исход, 28:30; Лев, 8:8).

К предсказаниям Урима и Туммима прибегали по прямому распоряжению Моисея, который вместе со священниками левита тщательно следил за ходом обряда, проводившегося в виде полурелигиозной церемонии только священниками. Это было единственной формой гадания, принятой у Древних евреев.

Хотя преклонение перед магией запрещалось, амулеты сохранились до наших дней в виде мезуз (символов на дверных столбах), филактериев (головных повязок на руках и над глазами) и цицифов (кистей на молитвенных покрывалах).

Астрология и геомантия тоже являлись формами предсказаний будущего, которые существовали вплоть до времен халдеев. Известные соответствующие им символы считались наделенными магической силой. До сих пор люди носят их как часть себя, привлекающую счастье и оберегающую от зла. Подобным образом предметы, которые использовались в других гаданиях, рассматривались в дальнейшем как могущественные амулеты, потому что считалось, если их применяли в гаданиях о будущих событиях, эта сила сохранится в них и будет служить затем защитой человеку.

ВАВИЛОНСКИЕ И АССИРИЙСКИЕ АМУЛЕТЫ

Шумеры, а затем вавилоняне занимали территорию Месопотамии на протяжении нескольких тысяч лет, начиная приблизительно с 3000 г. до н.э. Они верили в колдовство и пользовались в повседневной жизни всеми формами магии, потому что жили в постоянном страхе перед злыми узами, и чтобы защититься от них, применяли заговоры, заклинания и песнопения. Но главным оборонительным средством служили амулеты. В большинстве своем - для защиты от сглаза.

Самые древние из них датировались приблизительно 2500 г. до н.э. и в основном изображали животных. Популярным амулетом была лягушка - символ плодородия; ее, как правило, делали из покрытой глазурью глины. Под плодовитостью и мужеством подразумевались пара рыб, бык, баран, свинья и лошадь. Львы, как сильные животные, использовались в основном для победы над врагами. Когда фигурки животных применяли в качестве амулетов, на их основаниях часто вырезали защитные знаки, которые должны были усилить могущество предмета.

Популярны были также цилиндрические печати из драгоценных и полудрагоценных камней, таких, как жадеит, яшма, агат, топаз, ляпис-лазурит, аметист. Считалось, что каждый камень обладает силой, способной защитить владельца от зла и привлечь удачу. Например, печать из ляпис-лазурита "вмещает бога и бог радуется в ней"; знак, сделанный из горного хрусталя, несет с собой удачу в делах и богатство.

Вавилонские цилиндрические печати-амулеты

Цилиндрические печати служили и в качестве амулета, и собственно печатью, когда их прижимали к влажной глине, и по мере ее высыхания, на табличке оставались имя владельца и рисунок. Печать использовали при ведении дел либо для подписания контрактов. Если она не нужна была для подписи, ее носили с собой как амулет.

Иногда на цилиндрических печатях вырезали молитвы и религиозные сцены. Чаще всего на амулетах встречается изображение Гильгамеша и Энкиду, борющихся с дикими животными, для их создания мастер наносил контур металлическим резцом, а потом дрелью вырезал углубления, однако чаще всего печати изготавливались из известняка.

Другими амулетами, которыми пользовались шумеры и вавилоняне, а позже ассирийцы, были охранительные фигурки богов, людей, животных и рептилий; самыми знаменитыми из них считаются изображения людей с крыльями и львиными головами из терракоты.

Ассирийцы любили закапывать под своими домами разноцветные амулеты, изображающие собак, потому что верили, что духи этих животных преградят доступ к ним злому духу или человеку с дурными намерениями. Обычно закапывали десять фигурок - по пять с двух сторон дома.

В халдейском Уре, где родился патриарх Авраам, статуи богов стояли при входе в каждую комнату дома. Их делали из необожженной глины и покрывали тонким слоем извести, на которой черной краской прорисовывали детали лица и одежды.

Из злых духов вавилоняне больше всего боялись дьяволицы - дочь бога Ану, которая завладевала беременными женщинами и маленькими детьми. Ее звали Ламаиггу, или Лабарту и изображали на камне или металлических пластинках. Чтобы отвратить ее злую силу, вавилоняне использовали особые камни в форме цилиндров, которые с помощью разноцветных веревочек помещались на различных частях тела, иногда на срок до ста дней.

После распада ассирийской империи (когда пала Нинивея в 612 г. до н.э.) цилиндрические печати заменили коническими. Их делали из сардоникса, карнелиана, агата и других камней и употребляли как по прямому назначению, так и в виде амулетов, чаще всего применяя халцедон; на их поверхности изображали символы богов Мардука, Набу и Шамаша, мифических животных и крылатых демонов, а также людей, стоящих у священного дерева. Популярны были и сцены из эпоса о Гильгамеше. На одной из халцедоновых печатей человек на лошади, сражающийся с крылатым чудовищем, вероятно, стал прообразом Святого Георгия в борьбе с драконом.

ЕГИПЕТСКИЕ АМУЛЕТЫ

Египтяне называли амулеты "мк-т" - "защитник", или "удъяу", что означает - "вещь, которая сохраняет", или "усилитель". Жители Египта верили в магические свойства веществ, из которых делали амулеты, способные передаваться их владельцу. Самыми сильными амулетами считались те, на которых были написаны имена одного или нескольких богов, или благословленные жрецом и, следовательно, обладающие частью его духовной силы.

Слева анх, египетский символ жизни; справа тьет - амулет, изображающий половые органы Исиды, который, как считалось, наделяет владельца силой ее крови

Египетская Троица. Слева направо: Гор, Осирис, Исида, у ног их расположились писец Амон и его жена Аул (Лувр. Париж)

Древнейшие египетские амулеты, которые датируются неолитическим периодом, в основном представляют собой символы плодородия, выполненные из кремния в виде животных - крокодила, гиппопотама, каракатицы или двухголового льва. Более поздние предметы изображали богов восходящего и заходящего солнца; использовались также кремневые наконечники стрел. Но древнейшим из них считается анх. Египетские боги обладали этим символом жизни, обеспечивая таким образом свое бессмертие. Когда в I в. н.э. египтяне приняли христианство, они сохранили анх в качестве религиозного символа, и в этот период времени он часто соседствовал на могилах с христианским крестом. Древние египтяне изготавливали анх из различных материалов: дерева, воска, металлов, цветных камней. Он ассоциировался с половыми органами, был символом жизни, но истинное его назначение неизвестно.

Огромное количество египетских амулетов, найденных при раскопках, связано с погребальными обрядами (хотя, вероятно, такие же носили живые). Эти предметы помещались в усыпальницы для защиты умершего, в том числе:

1. Скарабей - символ бога-творца, предназначенный для того, чтобы набрать силы до смерти человека. Изображения скарабея, жука-навозника, укладывали на умершего с целью обеспечить ему воскрешение. Эти предметы - так называемые "скарабеи сердца" - делались, как правило, из черного базальта, зеленого камня или гематита.

Королевский египетский скарабей: вид сверху и сбоку (а) и обратная сторона (б) с именем Мен-Ка-Ра в центральном медальоне

Изготавливали также огромные фигуры скарабеев, которые устанавливали у входа в храм или в память об особых событиях. Их вырезали из доступных материалов; иногда они служили печатью. Амулеты часто использовались в период правления XI или XII династий и утратили популярность около 550 г. до н.э.

Резное основание амулета в форме скарабея (Египетский музей. Каир)

2. Дьед. Считалось, что этот амулет помогает силе и подвижности спины как живых людей, так и умерших.

3. Тьет. Этот амулет изображает половые органы богини Исиды, что наделяет владельца силой ее крови. Обычно его делали из любого материала с красным оттенком - яшмы, стекла, красного дерева или розового халцедона (карнелиана). Найдены также тьеты из золота либо позолоченного камня. Обычно амулет встречается в руках статуй и на многих саркофагах, поскольку подготавливал умершего к вступлению в судный зал Осириса.

4. Урс представлял собой изголовье или подушку - для погребений изготавливался из дерева, слоновой кости либо различных камней. Урс ставили под шею мумии, чтобы поднять голову умершего в потустороннем мире. Материал для амулетов - гематит, надписи наносились редко.

5. Аб, или амулет сердца. Египтяне верили, что сердце заключает в себе дух Хепри, бога, который "возник из своего имени" и потому бессмертен. Оно считалось также источником жизни и мысли и тесно связано с ка, двойником человека. Аб, являвшийся одновременно троном ба (души физического тела), изготавливали из различных материалов красного цвета: карнелиана, яшмы, воска и фарфора Он помещался на груди мумии, изображая сердце, которое вместе с остальными внутренностями помещали в особые сосуды (канопы) и ставили рядом с мумией.

6. Нерт, или Коршун. Этот амулет в память блужданий Исиды в образе коршуна по заросшим папирусом болотам Дельты делали из литого золота и наносили на него текст из 157 главы "Книги мертвых". Он был призван дать его владельцу силу и свирепость богини Исиды в образе коршуна.

7. Усехт, или пектораль. Этот амулет делали из золота, наносили на него текст главы 158 "Книги мертвых", привязывая затем к голове мумии, чтобы защитить ее грудь и шею.

8. Уадья, или Скипетр папируса. Изготавливали его из берилла в форме побега папируса с цитатой из главы 159 "Книги мертвых". Амулет был призван подарить владельцу - живому или мертвому - силу юности, полноценное физическое развитие. Иногда его вырезали на небольшом прямоугольном столике, сделанном из камня, под названием "нешмет".

9. Удьят, известный также как Глаз Гора. Этот амулет носили для защиты и общего благополучия. Двойной удьят представлял собой глаза Солнца и Луны, известные как два глаза бога неба Хер-Ура. В одной из легенд говорится, что однажды глаз бога солнца Ра во время прохождения его по эклиптике был ослеплен злыми силами, но бог тот исцелил его и вернул обратно. В "Книге мертвых" приведено заклинание, которое заставляет Тота принести удьят умершему, пока он идет к царству Осириса - богу мертвых. Такой амулет изготавливали из золота, серебра, меди, дерева, воска, полудрагоценных камней и раскрашенного фаянса. Возможно, удьят - один из важнейших египетских амулетов, и его могли использовать против "дурного глаза".

Левый глаз Гора, символ бога Луны. Гравировка ляпис-лазурью на золотом браслете

Правый глаз Гора, символ бога Солнца. Ляпис-лазурь на халцедоне; по бокам его изображены коршун и кобра - божества, символизирующие Верхний и Нижний Египет. Фрагмент пекторали, найденной в погребении Тутанхамона (Египетский музей. Каир)

10. Ахат, или Амулет коровы. Этот предмет в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск с ладошками, выполнялся целиком из золота и привязывался к шее мумии. Египтяне верили, что когда он попадает под голову мумии, то начинает излучать тепло и согревать тело умершего, пока тот не появится во дворце Осириса.

11. Лягушка. Этот амулет защищал человека богиней Хекет, властвовавшей над зачатием и рождением. Он является символом плодородия, изготавливается из золота, твердого камня, стеатита и фаянса. Считалось, что Хекет присутствовала, когда Исида оживила Осириса, и принесла плод их сексуальному союзу. Женщины центральной Африки до сих пор едят лягушек, чтобы иметь много детей.

12. Нефер - означает доброту, красоту и удовольствие. Представляет собой предмет из карнелиана, сардоникса либо иного красного полудрагоценного камня в виде лютни или другого струнного инструмента. Многие сделаны из фаянса. Считалось, что нефер дарит его владельцу удачу, радость, молодость, придает физических сил.

Этот амулет использовался египтянами как при жизни, так и после смерти

13. Ба (сила) символизирует собой сердце, душу и жизненные возможности человека. Амулет изображался в виде сокола с бородатой человеческой головой. Верили, что ба посещает тело человека после его смерти, поэтому египтяне оставляли в могиле узкие щели, чтобы душа могла в них пройти. Эти предметы изготавливали из золота с инкрустациями полудрагоценных камней и клали на грудь мумии, должно быть, чтобы уберечь от тления.

14. Сма. Амулет символизировал легкие. Его делали из темного базальта или другого черного камня и прятали в пеленах мумии, поскольку верили, что он помогает ей дышать.

15. Ааху обозначает жизнь после смерти и изображает восход солнца. Верили, что он дает владельцу силу Гора или Ра. Сделан из камня или стекла красного цвета.

Шен - символ вечной жизни; его часто видели в руках богов

16. Шути изображает два перышка на головах Ра, Осириса и Амон-Ра и символизирует собой свет и воздух. Амулет изготавливался из золота и полудрагоценных камней.

17. Шен. Его использовали в качестве амулета, обозначающего вечность и всеохватывающее могущество бога Солнца для продления жизни человека.

Дьед или хребет Осириса из погребения Тутанхамона. Материал - позолоченное дерево. Тронное имя фараона написано в рене (картуше) в среднем позвонке (Египетский музей. Каир)

18. Рен - амулет имени. В некоторых надписях имя фараона окружено реном, который, по-видимому, представлял собой кусок веревки с узлом на одном конце. Рен защищал имя фараона, которое рассматривалось как его душа, от зла. Эта вера распространялась и на имена богов или людей. Рен известен также как картуш.

19. Голова змеи. Амулет изготавливали из красного камня или фаянса того же цвета. Считалось, что он защищает от укуса всех ядовитых змей и мог принадлежать как живым, так и мертвым, которым тоже грозила опасность нападения змея Туата в подземном мире.

20. Менат - символ мужественности, плодовитости и сексуальной силы, сохраняющий даже в умершем желание и способность заниматься сексом. Амулет состоял из ожерелья с подвешенным к нему кулоном фаллического характера. Его носили боги и богини, в частности Исида, Хатор, Птах и Осирис, которых египтяне наряду с прочим ассоциировали с репродуктивностью органов, поэтому был популярен у живых и оставался с мертвыми. Его делали из ляпис-лазури, бронзы или меди и носили на задней стороне шеи, чтобы он передавал силу спинному мозгу, который, по представлениям египтян, служил вместилищем сексуальных желаний.

21. Лестница. Этот амулет, известный также как мак-т, позволял умершему подняться к небесам. Изготовленный из камня и дерева, он помещался в склеп рядом с мумией. Как видно из сна Иакова, евреи также признают наличие лестницы от земли к небу.

22. Два пальца - называется еще дийебауи. Изображает указательный и средний пальцы из черного базальта, зеленого камня или обсидиана. Его укладывали в пеленах мумии, используя как символ двух пальцев бога, помогающего Осирису поднять лестницу к небесам.

23. Голова Хатор. Этот амулет плодовитости в двух формах - в виде головы коровы или женщины с коровьими ушами - на металлических дисках и скарабеях носили как подвески.

24. Кеф-Песеш. Этот амулет, изготовленный из железной руды и уложенный в пеленах мумии, возвращал умершему способность двигать челюстью, которая, как правило, утрачивалась в процессе мумификации.

25. Ступеньки. Амулет, называемый также хеш, из белого или зеленоватого фаянса, символизировал ступеньки, на которых стоял бог Шу, когда он отделял землю от неба.

26. Урей. Изображение священной кобры, известное также как найя хайе - признак принадлежности к верховной власти, - носили на головных платках все фараоны Египта, как мужчины, так и женщины. Как правило, урей (кобра) соседствовал с головой коршуна. Оба символа представляли богинь - покровительниц Верхнего и Нижнего Египта. Погребальная маска Тутанхамона сохраняет для истории молодого фараона в головном платке с двумя священными изображениями надо лбом. Голова коршуна, представляющая богиню Нехбет, выполнена из литого золота и отличается потрясающей художественной выразительностью. Голова и капюшон кобры украшены ляпис-лазурью, розовым халцедоном, фаянсом и цветным стеклом, в передней части капюшона заметен символ богини Уто (Нейт), которую она представляет.

Знаменитая погребальная маска Тутанхамона c уреем (Египетский музей. Каир)

Нагрудное украшение - Глаз Гора, или удьят, на ладье, которая отвозит умершего на суд Осириса. На нем изображены также скарабей и сокол, который держит по шену в каждой лапе. В целом пектораль символизирует вечную жизнь. Для изготовления амулета использованы золото, халцедон, карнелиан, бирюза, обсидиан и различные цветные камни. Найдено в погребении Тутанхамона (Египетский музей. Каир)

Фигурки-амулеты египетских богов и богинь

27. Пектораль (нагрудная табличка). Это амулет в форме саркофага с перьями по краям. Пекторали часто сочетали в себе различные магические символы, будучи очень могущественными. Их укладывали на мумию, чтобы защитить от зла и ускорить переход умершего в царство Осириса. Одна из многих пекторалей, найденных на мумии Тутанхамона, была изготовлена в форме сокола, бога Солнца Гора, из гравированного золота с инкрустациями из ляпис-лазури, бирюзы, карнелиана, обсидиана и светло-голубого стекла. Сокол держит в лапах шен и анх - символы вечности и жизни соответственно. Амулет предназначался для того, чтобы обеспечить фараону вечную жизнь.

Подобно вавилонянам и ассирийцам египтяне часто применяли амулеты в форме животных, которым приписывали магические силы. Наиболее популярными были бык (Апис), баран, крокодил, лев, кошка, обезьяны и шакал, чья голова появляется на плечах бога Анубиса. Использовались также амулеты в виде птиц, например, ибиса, коршуна, ястреба, цапли, ласточки и гуся. Изображали также рептилии либо насекомых, например, кобру, гадюку, скорпиона, черепаху, кузнечика, лягушку и, разумеется, скарабея или жука-навозника.

Самую большую группу египетских амулетов представляют изображения различных богов, богинь и низших божеств. Некоторые считались защитниками захоронений от злых духов. Из этих погребальных амулетов в могилы обязательно помещали два, а именно деревянные фигурки бога Осириса и бога Пта-Секер-Асара, одного из воплощений Осириса. Люди носили фигурки богов, сделанные из камня таким образом, чтобы их можно было нанизывать на шнурок и надевать в качестве ожерелья. На нем же египтяне носили и амулеты в форме животных, а также символы типа анха, нефера и пекторали, поскольку подобные ожерелья обладали магической силой даже в том случае, если состояли из простых каменных бусин, а камням приписывались особая защитная сила и способность приносить удачу их владельцам.

Шавабти, или шабти, положенная в могилу, чтобы служить мумии во время путешествия на суд Осириса. Эта фигурка из позолоченного дерева найдена в могиле Тутанхамона (Египетский музей. Каир)

Во время первых династий египтяне клали рядом с мумиями несколько фигурок мужчин и женщин, которые назывались шавабти, или шабти. Они изготавливались из твердого камня, известняка, фаянса, песчаника и других материалов и иногда изображали покойного либо его слуг, сопровождавших хозяина в долгом путешествии. Чтобы заставить фигурки подчиняться усопшему, на них писали заклинания. Вместе с фараонами погребали сотни шабти.

Из всех когда-либо найденных египетских амулетов с надписями наиболее многочисленны упомянутые в "Книге мертвых". Вероятно, для древних египтян они были самыми важными. Все иероглифы, которые встречаются в этой знаменитой книге, имеют магическую природу и предназначались, чтобы помочь мертвому перейти в иной мир.

Жизнь древних египтян была настолько пропитана магическими верованиями, что о них понадобилось бы написать не одну книгу, и действительно, этому аспекту их жизни посвящено много исследований. Амулеты, с которыми мы знакомились в настоящем разделе, представляют лишь небольшую часть огромного богатства магических символов, использовавшихся этим мудрым и необыкновенным народом.

предыдущая страница / следующая страница
десктопная версия страницы


МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org


contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020