ГОНСАЛЕС-ВИППЛЕР М. "ЗАЩИТНАЯ КНИГА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ", 2005

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org

ВВЕДЕНИЕ

Мы рождаемся испуганными. Первое, что делает человек в момент его появления на свет, - испускает громкий отчаянный вопль, и свидетели счастливого события не сомневаются: это крошечное создание вступает в мир с крайней неохотой. Да и как может быть иначе? Человеческий зародыш проводит около девяти месяцев в тепле надежного материнского чрева, где его нужды находят удовлетворение. И вот приспособившегося к полному комфорту младенца внезапно выталкивают из уюта в незнакомый грозный мир. Тепло, безопасность и сонное состояние тихого довольства сменили громкие звуки, холодный воздух, какие-то твердые поверхности и постоянный физический дискомфорт. Новорожденный вскрикивает, впервые сталкиваясь с тем, что навсегда останется его худшим врагом, - со страхом.

Страх - первая реакция человека на опасность в жизни. Его можно рассматривать как бурное проявление инстинкта самосохранения. Временами это чувство помогает, поскольку требует проявить осторожность, но чаще наносит огромный вред, если позволить ему полностью овладеть мыслями.

Первобытное люди узнали, что такое страх, когда постоянная угроза голода, капризов погоды, диких животных, болезни и природных катаклизмов превращала их существование в постоянную борьбу за выживание; и они поняли: подчиниться страху - значит умереть.

Распространенный символ-талисман, изображающий Луну в фазах роста и убывания, соединенных линией жизни

Символы четырех времен года олицетворяют собой популярные талисманы успеха. Они - очень древние и, вероятно, происходят из алхимических текстов. Каждый связан с определенным знаком Зодиака и ассоциируется с четырьмя элементами: Бык для Весны и Земли, Лев для Лета и Огня, Скорпион для Осени и Воды, Водолей для Зимы и Воздуха (последний представляет собой смешение символики Водолея и Урана)

Чтобы защититься от сюрпризов окружающего мира, человек решил заручиться поддержкой грозного союзника - сил природы, очеловечивая их, придавая им некоторые образы и поклоняясь.

Солнце, луна, ветер, море и земля с их многообразными дарами превратили в божества, наделенные сверхъестественным могуществом, к которым можно обратиться, если правильно почитать и приносить им жертвы. Символы, представляющие эти силы и их власть, были отражены в первых художественных попытках первобытных людей и стали называться амулетами, талисманами, колдовскими предметами и фетишами.

Цель магических символов, например, амулетов, состояла в том, чтобы сконцентрировать силу для использования человеком. Они выражали сверхъестественные качества и способности богов, которые были необходимы людям, чтобы победить природу. Владея амулетом и имея его постоянно при себе, первобытный человек чувствовал себя защищенным, и эта уверенность в сверхъестественной силе богов и их символов стала самым сильным его оружием против страха.

Вера лежит в основе как религии, так и магии, жестко разграничивая обе системы. В религии человечество провозглашает бессмертную веру в могущество Бога, а в магии - пробуждает надежду на собственный успех, однако и то и другое имеет общую цель - защитить от опасности, подарить уверенность и смягчить чувство страха благодаря силе человеческой веры.

Для осуществления этой цели и магия, и религия используют амулеты или магические силы; к примеру, Звезда Давида либо христианский крест приносят религиозным людям успокоение той же силы, как рука Фатимы, пентаграмма или кроличья лапка тем, кто больше склонен к магии.

а) и б) Знаменитый символ, известный как тринакрия, или трискейл (tridkelion), который, вероятно, возник из трех треугольников. Позднее он превратился в фигуру, состоящую из головы с тремя ногами, которая обычно ассоциировалась со временем и скоростью. Некоторые авторы прослеживают существование трискейла вплоть до 1300 г. до н.э. Этот символ считался исключительно мощным амулетом от дурного глаза; с) Фигура, известная как трикветрум. Ее использовали вместо трискейла те, кто стремился удержать или стать вместилищем представляемых ею сил времени и скорости

В современном обществе мы уже не вступаем в битву с дикими животными и непокорной природой и постоянной угрозой голода. Опасности, с которыми люди сталкиваются, цивилизованнее, изощреннее, но не менее смертельны. Загрязнение воды и воздуха, распространение ядерного оружия, вечная угроза войн, болезней, преступлений, наркотиков, сексуального насилия, а также инфляция, безработица, природные и техногенные катастрофы - вот причины страхов, которые разрушают в нас чувство уверенности и благополучия. Человечество, мучимое постоянно усиливающейся тревогой за будущее детей, беспокойством и раздражением, отчаянно ищет пути избавления от страданий. Иногда единственный выход видится в бегстве от действительности, распространенными формами которого становятся наркотики, алкоголизм и суицид. Однако все чаще самым надежным способом избавиться от страха перед жизнью становится вера.

Мировые религии, не способные более удовлетворять нашим растущим духовным потребностям, начинают уступать место новым религиозным сектам, каждая из которых громогласно заявляет, что знает решение любых проблем общества, и постоянно их становится все больше. Везде оживают древние магические верования и обряды. Цель их - помочь человеку освободиться от страха и тревоги и вернуть ему спокойное состояние, которое он впервые ощутил в материнском чреве.

В сущности и в основе этой религиозной и магической деятельности лежат символы, известные как амулеты и талисманы. Нужда в чем-либо, желание или надежда, живущие в человеческом сердце, нашли свое отражение в форме амулета или талисмана. Эти символы - часть подсознания, выражающие веру человека в себя и окружающие его космические силы.

Следует задать вопрос: действуют ли амулеты и талисманы реально? Обладают ли они магическими силами и способностью изменить жизненные обстоятельства? Ответ - "да", но при условии веры человека, поскольку вера - это великое чудо, творец и та истинная сила, которая заключена в талисманах и амулетах.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АМУЛЕТЫ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Что такое амулет?

Слово "амулет" произошло от латинского термина "amuletum", что, согласно Плинию, означает "объект, который защищает человека от неприятностей" (С.К. Плиний. "Естественная история"). Очевидно, это исключительно точное определение, однако настроенные к нему пренебрежительно современные интеллектуалы предпочитают изменять его следующим образом: "природный или рукотворный объект, который предположительно защищает человека от неприятностей" (см. Словарь Вебстера). Слово "предположительно" подчеркивает тот факт, что действующим элементом является вера хозяина объекта, а не сила, заключенная в последнем.

Амулетом может служить любой предмет: небольшая раковина, цветной камешек, корешок, бриллиантовое кольцо или старая лошадиная подкова; главное качество заключается в его силе оберегать владельца от вреда и приносить счастье и удачу. Эта "сила" стала предметом самых противоречивых теорий, выдвинутых исследователями как естественных, так и сверхъестественных феноменов. Некоторые заявляют, что амулеты действительно обладают настоящей магической силой, другие настаивают на том, что они - всего лишь помощники, психологически помогающие человеку обрести храбрость и уверенность в себе. Быть может, истина скрыта в обоих утверждениях.

Магия в оккультном ее смысле рассматривалась не однажды и во Многих контекстах. Пожалуй, самым удовлетворительным определением является то, что она представляет собой акт воли, вызывающий целенаправленные изменения в окружении человека. В соответствии с ним мы все иногда выполняем магические действия, пытаясь направить русло своего существования в соответствие с желаемым курсом, и не важно, какими средствами - с помощью молитвы, заклинаний, амулетов и талисманов или просто волевым решением. Главное, что в этом - в попытке контролировать собственную жизнь и формировать судьбу - заключена магия. Если мы выходим за рамки человеческих возможностей и пытаемся управлять судьбами других людей, то появляется опасность приближения нас к "черной" магии.

Магия в той или иной форме была первой попыткой человека влиять на окружающую среду. С первых своих дней люди начали присваивать объектам и событиям, которые играли наиболее важную роль в их повседневной жизни, особые магические свойства.

Шаманская погремушка с северо-западного побережья Северной Америки. Тело представляет собой ворона, который, как считалось, обладает секретом жизни, дух которого заключен в его языке. На животе только что умершего человека стоит бобер, который принимает сверхъестественную силу шамана (с разрешения Американского музея естественной истории)

Они также пришли к выводу, что человек по природе дуалистичен, обладает физическим телом и духовным альтер-эго, или душой. Вера в душу стала универсальной концепцией. Ее представляли в качестве жизненной силы, благодаря которой тело существует, а в отсутствие ее умирает, поэтому наша духовная сущность, или душа, - есть искра жизни.

Согласно антропологу XIX в. Сэру Эдварду Барнету Тейлору, наделение природных объектов духовными качествами привело к обожествлению, поклонению природе, а затем к тотемизму, т.е. фетишизму по отношению к растениям, животным и т.д. И соответственно к вере в амулеты и талисманы. Отсюда произошло поклонение духам природы первобытных людей и как средство управления ею и собственной жизнью - их обряды и жертвоприношения. Вера в неведомые силы, скрытые за пределами царств физического мира, главным образом стала откликом на то, что Макс Вебер называл "могуществом абстракции". Это не значит, что люди не в силах были найти естественные объяснения явлениям окружающего мира и человеческой жизни, а просто магические и религиозные воззрения приносили им большее эмоциональное удовлетворение.

МАГИЯ ПРОТИВ РЕЛИГИИ

Первобытные люди пытались с помощью обрядов и песнопений подчинить духов природы своей воле. Когда становилось ясно, что их ритуалы и заклинания не всегда действуют и, следовательно, магия имеет определенные пределы, они пытались умилостивить богов почитанием и жертвами. Грань между прямым управлением высшими существами и призывом к ним о милости и составляет различие между магией и религией.

Как в магии, так и в религии мы чувствуем потребность соблюдать каноны собственных верований и действовать в соответствии с природой и сутью вселенной, как мы их себе представляем. Это поведение является основой религиозных переживаний и вызывает появление различных традиций, которые стали неотъемлемой частью человеческой культуры. К ним относятся попытки овладеть природными и сверхъестественными силами, гадания, жертвоприношения, табу, молитвы, ритуалы и, конечно, амулеты и талисманы. Хотя религиозные организации косо смотрят на занятия магией, это не мешает ими пользоваться в собственных ритуалах, в частности, употреблять культовые символы для защиты. Пример - Звезда Давида в еврейских синагогах и розарий в римско-католической церкви. Тем не менее, хотя магию всегда строго отделяли от религии, обе они неразрывно существуют под знаменем сверхъестественного.

МАНА

Вера в сверхъестественное (супернатурализм) заключается в убеждении, что духи подчинены некоему иерархическому порядку, а во главе их находится Высшее божество. Она постулирует также наличие сверхъестественных сил, которые не излучаются каким-либо Богом или духом, но существуют сами по себе, будучи либо персонифицированными, либо обезличенными. Персонифицированные являются атрибутами богов и духов и действуют соответственно их воле или указаниям. Неперсонифицированные (обезличенные) силы, обычно невидимые, независимы и распространяются, пронизывая всю вселенную; их можно обнаружить только в определенных предметах или растениях. Эти силы называются манами.

Мана присуща богам, людям и некоторым объектам природы. Кроме того, ее можно заставить действовать с помощью магических обрядов и заклинаний без прямого вмешательства сверхъестественных существ.

В Полинезии, где зародилась концепция маны, ее рассматривали как персонифицированную, так и обезличенную силу. На Гавайях признавали, что наличие маны, которой обладает человек, зависит от его общественного положения: чем оно выше, тем больше мана. Существовали также пути ее приобретения, например, съедением глаза убитого врага. Мана олицетворяла собой могущество и победу, однако считалась потенциально опасной. Вождь, по общему убеждению, обладал таким огромным количеством маны, что приходилось принимать особые меры предосторожности, чтобы этот избыток не повредил обычным людям. Для защиты от излишка сверхъестественной силы был разработан ряд табу, т.е. запретов.

Проще всего проверить могущество маны на спокойной силе деревьев. От каждого дерева словно распространяется аура, подобная контролируемой мощи - бесстрастная, но очень насыщенная. Эту древесную ману можно использовать для пополнения собственной энергетики. Когда вы устало бредете по дороге, подойдите к первому же большому здоровому дереву, слегка прислонитесь к его стволу, вдохните и мысленно попросите дерево поделиться с вами энергией. Постойте так несколько минут, потом идите дальше: вы почувствуете себя свежим и бодрым, словно проспали несколько часов.

Такой же маной, как у деревьев, обладают и другие объекты природы: камни, травы, цветы, корни ранений и животные. Речная и морская вода тоже имеет ману. Когда сосредоточенная в природном объекте она особенно сильна и положительна, то он считается естественным амулетом. Примерами могут служить четырехлистный клевер, кроличья лапка, лисий хвост, которые, по-видимому, естественным образом наделены дополнительным количеством маны; поскольку одним из качеств этой силы является ее способность передаваться от одною носителя к другому, ваш амулет поможет снабдить ею и вас.

Явление маны можно назвать также личным магнетизмом. Пример его - целительная сила, которой владеют некоторые люди; когда такой врачеватель возлагает руки на пациента, он передает ему ману.

Однако мана может нести как положительную, так и отрицательную энергию. Наделенный негативной аурой объект является вредным для остальных живых существ: змеи, лягушки, скорпионы, вороны и черные кошки всегда считались традиционными символами несчастья; носитель этой силы человек - обладатель "дурного глаза".

Таким образом, мана представляет собой естественную мощь амулета, но только вера человека позволяет вложить в него силы маны. Если человек верит в свой амулет, тот может работать на него, позволяя хозяину чувствовать себя сильным и защищенным.

СИМПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

Термин симпатическая магия включает в себя две категории, а именно гомеопатическую (или имитативную) и контагиозную магию. Гомеопатическая магия утверждает, что определенное действие вызывает себе подобное. Когда чье-либо восковое изображение протыкается иголками или плавится на свече - это обряд именно такой магии. Идея состоит в том, что все происходящее с неодушевленным предметом произойдет и с человеком, которого он символизирует. Достаточно сходства по названию между субъектами, чтобы это условие осуществилось. Например, популярный корень зверобоя (в англоязычных странах - корень святого Иоанна Победителя) считается могущественным амулетом для преодоления трудностей и победы; анемону, напоминающую по звучанию слово "гармония", употребляют для избавления от хлопот и гармонизации отношений; корень адониса, в названии которого слышится нечто эротическое, применяют для увеличения сексуальной энергии: мирт и вербена традиционно ассоциируются с любовной магией и используются, чтобы снабдить человека колдовскими свойствами этих растений.

Контагиозная магия утверждает, что одушевленные существа или вещи, которые соприкасались друг с другом, продолжают испытывать взаимное влияние долго после того, как контакт между ними был разорили. В соответствии с этим можно оказать на любого человека положительное или отрицательное влияние, п ли добыть предмет, который ему принадлежал. Точно так же то, что некогда было частью животного, продолжает сохранять существенные его качества: кроличья лапка наделена быстротой и плодовитостью кролика, львиный клык сохранит грозную физическую силу и легендарную храбрость этого зверя, а подкова - силу, энергию и скорость лошади.

Типичная кукла вуду - правая сторона черного цвета используется для злых чар и навлечения на человека проклятия; левая сторона может быть красной для приворота или белой, обеспечивающей духовную помощь. Спина куклы синяя - для заклинаний, привлекающих удачу. Глаза, сердце и рот вышиты белыми и черными нитками

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ АМУЛЕТОВ

Существует два типа амулетов - природные и рукотворные, природный - состоит из маны и веры, рукотворный заключает в себе только веру.

Из природных амулетов, пожалуй, самым сильным считается фетиш. Он воспринимается как вместилище, или дом духа. В Африке фетиши известны под многими именами: джу- джу, гри-гри, вонг, мкисси, бианг. Этот предмет может быть также выполнен в виде произведения искусства шаманом или знахарем. На западном побережье Африки он иногда украшается зеркалами, которые завезены сюда христианскими миссионерами. Местные жители охотно приняли эти изделия, поскольку видели в них "колдовство белого человека", и носят на разных частях тела в качестве защиты.

Большинство рукотворных амулетов представляют собой изображение тех сверхъестественных сил, на покровительство которых полагается владелец оберега. Этот предмет может служить символом желаемого свойства характера. Например, в Италии очень популярен амулет из рога, который считается символом мужественности и половой привлекательности, а также надежной защитой от сглаза (ietattura).

Амулет с надписью известен как заговоренный предмет или просто заговор. Многие современные расхожие символы и словосочетания представляют собой именно замаскированные заговоры. Определенные знаки, символизирующие мир и любовь, например, улыбающееся солнышко либо имеющие лозунги "Черная сила" и "Экология немедленно", - в основе их лежит вера в способности амулета превратить желаемое в действительное. Даже мордочка нахального кролика - значок "Плейбоя" - это своего рода магический символ сексуальности и плодовитости.

Амулет из рога против сглаза. Кроме того, это популярный среди итальянцев символ половой зрелости

Надпись на предметах бытового пользования "Я люблю Нью-Йорк" всегда сопровождается рисунком ярко-красного яблока. Эти плоды ассоциируются с Венерой и потому служат действенным любовным символом.

В серию самых популярных современных амулетов входят изображения знаков Зодиака: в ожерельях, браслетах, кольцах, медальонах и даже брелках для ключей.

Итак, вера в амулеты продолжает оставаться неотъемлемой особенностью человеческой психики, поэтому мы часто используем их, не отдавая себе в том отчета, выражая таким образом свои чувства или желания символически.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПЕРВЫЕ АМУЛЕТЫ

При археологических раскопках чаще всего встречаются амулеты, не привязанные к какому-либо определенному месту или историческому периоду. Это, по-видимому, означает, что начало их применения прослеживается во всех человеческих расах и еще до времени новой эры. Вероятно, первобытные люди стали пользоваться амулетами для защиты от злых сил и гадания о будущем. С их помощью они увеличивали изобилие, черпали силы для победы над врагом, защищали семью и имущество, а главное - избавлялись от "дурного глаза". Сила первых амулетов заключалась в анимизме.

Анимизм, или вера в духов, постепенно превратился в первые политеистические религии. Первобытный человек представлял своих многочисленных богов в виде обладателей грозных сил, которые часто были сосредоточены в амулетах и других колдовских символах. Считалось, что боги сами создали магию, чтобы иметь возможность помочь самим себе и человеку. Эта вера глубоко хранилась в религиях жрецов Шумера, Вавилона и Египта и стала неотъемлемой частью всех мистических религий вообще. Боги стали первыми магами, которые через священников одаривали людей благами, полученными ими с помощью веры.

Боги создали собственные амулеты, которые отражали их силу. Египетские божества изображались с анхом в руках. Анх, известный также как крест ансата, представляет собой символ жизни; древние египтяне считали его очень сильным амулетом. Полагали также, что это древний символ плодородия, потому что исходно он был изображением женского и мужского половых органов. Боги несли анх в дар особенно добродетельным египтянам, подтверждая таким образом, что каждый из них будет жить после смерти сто тысяч миллионов лет.

Египетский анх - символ жизни

Символы жизни всегда являлись самыми популярными амулетами во всех религиях. В качестве него люди носят восьмую букву еврейского алфавита - хеш. Согласно каббале, она означает "огражденное место" - чрево, дарующее жизнь.

Еще один символ жизни, очень популярный как среди иудеев, так и других приверженцев религий: хет, восьмая буква еврейского алфавита

При раскопках на Ближнем Востоке, особенно там, где располагалась древняя Нинивея, обнаружены сотни тысяч табличек с клинописным текстом. На табличке записан текст эпоса про Гильгамеша - параллель библейского сказания о потопе и Ноевом ковчеге

Вавилонский космогонический эпос является доказательством того, что боги Вавилона пользовались амулетами. Когда богиня Тиамат, воплощение зла и мать всех вещей, взбунтовалась против других богов, Мардук (сын Эйя) был избран, чтобы уничтожить ее. Мардук вооружился необоримым оружием, но главной его защитой стал амулет из красного камня в форме глаза, который он зажал между губами. Кроме того, бог нес в руке пучок трав, чтобы отвратить злую магию Тиамат. Но богиня тоже обладала равным по могуществу амулетом - сосредоточением всех своих сил, известным как "таблицы судеб", - или "душу шемати". Она сделала ошибку, отдав его сыну Кингу, которого называла также своим "единственным супругом". Кингу пытался погубить Мардука с помощью таблиц, но магия последнего оказалась мощнее. Он разбил демонические орды Кингу, отобрал у него "Таблицы судеб", поставил на них печать и повесил на грудь, присвоив себе магические силы Тиамат. Затем он раздробил ее череп и рассек тело на две части - из одной сотворил свод небес, а из другой - Мировой океан, обитель Эйя. Из крови Кингу Эйя создал людей для службы богам. Поэтому человечество вечно подвергается искушению совершать злые поступки.

Найдено также огромное количество глиняных табличек эпохи Вавилона с клинописными текстами, помогающими изгнать духов. Эти находки тоже свидетельствуют о наличии веры вавилонян в силу амулетов, отвращающих все дурное.

Битва между добром и злом отражена и в эфиопских религиозных легендах. В "Книге тайн неба и земли" подробно изложена история восстания сатаны против Бога. Дважды во время этой битвы божественные силы были разбиты и отброшены, но на третий раз Бог послал с ними Светлый крест с написанными на нем именами Святой Троицы. Увидев его, сатана утратил свою силу, и божьи ангелы свергли его вместе с восставшими ордами в адскую пропасть. С самого начала христианства эфиопы рассматривали крест как самый сильный из амулетов.

Иудейские рабби и христианские святые отцы плохо относились к употреблению амулетов, потому что оно расценивалось как неверие в силу Всемогущего. Кроме того, магические предметы вызывали у основателей этих религий глубокое беспокойство (поскольку те укрепляли веру людей в собственные силы) и опасение, что вряд ли кто-то ощутит потребность обращаться к Богу. Вывод, безусловно, ложный, однако именно на его основании ранние церкви запрещали прибегать к магии в любой форме. Тем не менее остался факт, что магические ритуалы плотно вплелись во многие обряды христианских конфессий, а использование амулетов стало общим для христианства в целом.

Всплеск верований в амулеты начался вскоре после конца IV века. К этому времени христиане принялись изготавливать предметы, связанные с их религией. Первыми из них стали крест и распятие - изображение Христа на кресте. Могущественными амулетами, защищающими от злых сил, считались также образы Девы Марии и Иисуса, а также известных святых и архангелов. Останки великомучеников, цитаты из священных писаний на пергаменте или металле, флаконы с елеем и святой водой - все было напитано магией. С изобретением бумаги применение подобных символов стало еще более распространенным. Однако христианская церковь не считает их амулетами, рассматривая как естественное проявление людьми веры, которой она служит.

предыдущая страница / следующая страница
десктопная версия страницы


МЕНЮ САЙТА wap.cartalana.org


contact: koshka@cartalana.org
wap.cartalana.org 2011-2020